Главная · Мир мужчины · Недетская ноша: как сложились судьбы знаменитых вундеркиндов. Недетские судьбы, или куда пропадают вундеркинды, когда вырастают Примеры вундеркиндов преуспевших в жизни

Недетская ноша: как сложились судьбы знаменитых вундеркиндов. Недетские судьбы, или куда пропадают вундеркинды, когда вырастают Примеры вундеркиндов преуспевших в жизни


Время от времени в СМИ появляются сообщения о необычных детях, чрезвычайно одаренных от рождения. Павел Коноплев, Ника Турбина, Надя Рушева, Адрей Хлопин, Евгений Кисин – их таланты заставляют рукоплескать весь мир, а уровень IQ иногда превышает показатели среднестатистического взрослого человека. Но что происходит с вундеркиндами, когда они вырастают ? Об их дальнейшей судьбе говорят нечасто.



К сожалению, судьбы многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» – так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.



В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 – аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок – он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.



По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому – трагическая судьба Ники Турбиной. В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.





Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг – оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.



К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни – скорее, исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 г., когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез – «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит – космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет. Сейчас о занятиях астрономией говорит как о детском увлечении. В старших классах Андрей начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, – заявляет Андрей. – Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».


Время от времени в СМИ появляются сообщения о необычных детях, чрезвычайно одаренных от рождения. Павел Коноплев, Ника Турбина, Надя Рушева, Андрей Хлопин, Евгений Кисин - их таланты заставляют рукоплескать весь мир, а уровень IQ иногда превышает показатели среднестатистического взрослого человека. Но что происходит с вундеркиндами, когда они вырастают? Об их дальнейшей судьбе говорят нечасто.

К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому - трагическая судьба Ники Турбиной.


В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг - оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни - скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез - «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит - космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.

Дети-вундеркинды, о которых много говорят в детстве, рано или поздно вырастают, при этом судьба многих из них остается неизвестной. О том, как сложилась жизнь юных дарований, расскажет данный пост.

Паша Коноплев в 5-летнем возрасте

К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

На этом фото Паше Коноплеву 6 лет. Уровень IQ - 169

В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Ника Турбина

По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому - трагическая судьба Ники Турбиной.

В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Надя Рушева

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг - оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Андрей Хлопин

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни - скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез - «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит - космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.

Сейчас о занятиях астрономией Андрей говорит как о детском увлечении. В старших классах он начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, - заявляет Андрей. - Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».

Евгений Кисин

Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта.

Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 году Кисин впервые выехал с концертами за рубеж.

Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.

Вундеркинды заканчивают школу, но чаще школа заканчивает вундеркиндов.
Евгений Кащеев

Чуть больше двухсот лет тому назад, 1 сентября 1804 года, в городе Кэбот (штат Вермонт, США) в семье столяра Колберна родился мальчик, которому дали необычное библейское имя Зера. Когда маленькому Зере было пять, он сидел в отцовской лавке, играл со стружкой и от нечего делать проговаривал вслух таблицу умножения. Папа услышал сына, которому никакой математики отродясь не преподавал, и понял, что у Зеры есть способности, которых нет у других детей.

Про Зеру Колберна написано множество статей и книг. Несмотря на то, что свои удивительные математические способности он окончательно потерял в возрасте двенадцати, до сих пор его считают одним из самых удивительных вундеркиндов в истории человечества. История Колберна тра- гична, как и судьба многих одарённых детей. Мы вернёмся к ней позже, а пока просто попытаемся понять, что отличает вундеркиндов от простых смертных и чем обычно заканчивается эта дорога.

СИНДРОМ САВАНТА

Официальная медицина отказывается обращать внимание на аномально одарённых детей. В какой-то мере это правильно - не лечить же вундеркинда от его способностей. Но подобная позиция серьёзно ограничивает возможности исследования вундеркиндов и не позволяет дать ответ на вопрос: может ли обычный человек овладеть сверхчеловеческими возможностями. Наибольший вклад в исследование сверхспособностей человеческого мозга внёс, пожалуй, профессор Висконсинского университета Дарольд Трэфферт. Специалист по исследованию и лечению аутизма, Трэфферт серьёзно заинтересовался тем, что многие дети-аутисты обладают повышенными способностями в определённых узких областях знания. Именно он ввёл в обиход понятие «синдром саванта» и положил начало клиническим исследования вундеркиндов.

Конечно, диагноз «синдром саванта» (от фр. savant - «учёный») не ставится. Слишком разные бывают отклонения, слишком разные причины и следствия. Зато ставится близкий диагноз «синдром Аспергера» или аутистическая психопатия. По сути, синдром Аспергера - это лёгкая форма аутизма. Больной в данном случае не страдает серьёзным дефицитом в коммуникации и легко входит в контакт с окружающим миром и обществом. При этом он порой отстаёт в развитии и может производить впечатление умственно неполноценного человека. Примером может быть ребёнок, который научился говорить лишь в десять лет, но зато уже в пятнадцать говорит совершенно нормально, и никаких проблем из-за столь позднего развития у него не возникает.

Почему же возникает такое отставание? Секрет синдрома Аспергера кроется чаще всего именно в сверхспособностях. Организм затрачивает львиную долю энергии на развитие какого-то отдельного участка мозга. Поэтому ребёнок к десяти годам перемножает в уме пятизначные числа, зато говорит с трудом. Со временем развитие стабилизируется - оттого вундеркинды часто теряют свои способности с возрастом. Трэфферт называет сверхразвитые участки мозга савантов «островами гениальности». Причём находиться эти острова могут в абсолютной пустоте...

Одним из наиболее известных в XX веке савантов был американец Ким Пик, обладатель эйдетической памяти. Пик родился в 1951 году с рядом врождённых заболеваний, в том числе с повреждениями мозжечка и слитыми в единый «ком» полушариями мозга. Научившись читать в два с половиной года, Пик начал поглощать сначала домашнюю библиотеку, все газеты, книги, взятые у друзей и знакомых. В принципе, многие рано начинают читать и читают много, но Пик помнил абсолютно всё прочитанное! Он знал наизусть не только сотни художественных и документальных книг, но также помнил и мог зарисовать любую виденную им карту, записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения. Книжный разворот он читал за 10-15 секунд - весь текст одновременно, а не построчно, как читаем мы. В солидном возрасте (за сорок) он научился играть на фортепьяно и мог по памяти сыграть несколько тысяч произведений.

Известность пришла к Пику, когда сценарист и писатель Фрэнк Морроу «срисовал» с него главного героя культового кинофильма «Человек дождя». После выхода фильма Пик стал очень популярным, он встречался с поклонниками в разных странах, читал лекции и демонстрировал свои способности на людях. Аутизмом Пик не страдал - он был открытым и общительным человеком. Умер он в возрасте 59 лет от инфаркта.

Пик - это типичный пример саванта, но при этом не аутиста. Его удивительные способности, проявившись в раннем возрасте, не исчезли с течением времени, а скорее возросли. Подобные способности наблюдаются сегодня ещё у ряда людей.

Известен британский художник Стивен Уилтшир, который, пройдясь по городу, способен зарисовать в точности карту улиц, по которым шёл. Несколько лет назад Уилтшир демонстрировал трюк: он 20 минут кружил на самолёте над Лондоном, а затем по памяти рисовал панораму города и чертил его план. Ещё один британский савант Дэниэл Таммет специально для телевидения демонстрировал другой трюк: за неделю он выучил в совершенстве исландский язык (для эксперимента выбрали язык, который Таммет точно не знал до того), а затем прочёл на нём лекцию и ответил на вопросы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОЛБЕРНУ

Но вернёмся к мальчику по имени Зера Колберн. После того как папа обнаружил его математические способности, он тут же решил разжиться на сыне и начал возить мальчика по окружным ярмаркам. Зера давал ответы на вопросы, сути которых не должен был понимать по причине возраста и социального происхождения. Например, когда у Зеры спрашивали, каков квадратный корень из 106 929, он отвечал раньше, чем бедный стенограф успевал написать на бумаге цифры: 327. «А каков кубический корень из 268 336 125?» Ни секунды не думая, мальчик говорил: 645.

На самом первом публичном представлении в Бостоне в 1810 году Зере задавали следующие вопросы:

  • сколько секунд в 2000 годах?

63 072 000 000 секунд.

  • если часы тикают 156 раз в день, сколько раз они протикают за 2000 лет?

113 880 000 раз.

  • сколько будет 12225 умножить на 1223?

14 951 175.

  • квадрат 1449?

2 099 601.

Он никогда не ошибался. Он мгновенно доказал, что число 4 294 967 297 не является простым. В уме он вычислил, что это число можно представить как произведение чисел 641 и 6 700 417. В течение пяти секунд Зера вычислил кубический корень из 413 993 348 677: 7453. Задачи, которые решал Колберн, можно приводить долго. За несколько последующих лет он дал десятки представлений, ответил на тысячи вопросов.

Мальчика заметили, и Дартсмутский колледж предложил дать ему бесплатное математическое образование, - но папа-плотник отказался. Бостонский университет сделал такое же предложение, да ещё присовокупил к этому 5000 долларов, огромную по тем временам сумму, чтобы отец отдал мальчика на обучение. Но тот не отдал.

Более того, 11 мая 1812 года мальчик с отцом высадились в Ливерпуле, где отец продолжил демонстрацию Зеры. Мистер Колберн был чудовищно жаден. Зера приносил ему огромный доход - несоизмеримо больший, нежели столярское дело. И потому старик отвергал предложение за предложением, в том числе известного химика Макинтоша, который предлагал взять мальчика к себе в ученики.

Алчность отца подразумевала, что ему должны просто давать деньги: все без исключения предложения об обучении сына он отвергал. В Лондоне, Дублине, Эдинбурге на выступлениях Зеры продавались литографии с его портретом. Визитёры и почитатели шли очередью, но мистеру Колберну по-прежнему было мало. Он организовал даже что- то вроде кампании по подписке на ещё не готовые мемуары Зеры Колберна.

В 1814 году отец увёз Зеру во Францию, где продолжил эпопею с демонстрацией его народу. Он потратил бешеные деньги на квартиру в Париже и обстановку, и - наконец-то! - поместил мальчика в Наполеоновский королевский колледж.

Но бедный Зера не проучился и года: отцу снова предложили какую-то выгоду в Англии - и он опять увёз сына. В 1816 году он отправил мальчика в Вестминстерскую школу (по протекции и настоятельной рекомендации графа Бристольского), но и там Зера был недолго - до 1819 года. Отец повёз его в Германию, снова во Францию. К этому времени на мемуары Колберна подписалось несколько тысяч человек, а они так и не были изданы, деньги были просто присвоены. Затем повёз мальчика опять в Англию.

Демонстрация способностей, вымогательство из богатых покровителей, частные учителя и смена школ завершилась неожиданно - в 1822 году, потому что в декабре старик Колберн умер

Сначала восемнадцатилетний Зера преподавал математику в одной из английских школ, но вскоре вернулся в США. Сложно сказать, насколько хорошо его встретили мать и пятеро братьев, которых отец бросил в безденежье на 10 лет. Он никогда ничего им не высылал.

Не давая мальчику реальных знаний и пищи для ума, а яростно используя его талант, старик загубил способности Зеры. Уже к 18 годам мальчик не мог извлекать корни из безумных чисел, его возможности угасали. К моменту смерти отца Зера был совершенно обыкновенным человеком, но с искусно взращённой манией величия и уверенностью в собственном абсолюте.

Он довольно легко поступил в школу на должность учителя математики - его способности всё равно были заметно выше среднего. Параллельно он поступил учиться на священника - вероятно, устал от бесконечной математики и физики, от бессмыленных вычислений и расчётов

Конечно, Зера не превратился в бездарность. В 1835 году он стал профессором Норвичского университета, но профессором лингвистики! В 1833 году вышли воспоминания Зеры Колберна. В них он подробно рассказывает о себе, о своём детстве и юношестве - в третьем лице. 2 марта 1840 года Зера Колберн умер от болезни, которую не смогли диагностировать

Кого винить в превращении вундеркинда в обычного человека? Отца? А может, Зера в любом случае потерял бы свои способности, как теряют многие. К сожалению, этот вопрос навсегда останется открытым.

Украинский феномен

Известным на сегодняшний день феноменом является украинский учёный, врач- нейрохирург Андрей Слюсарчук. Несмотря на то, что его эксперименты попахивают «желтизной», никто из свидетелей не смог найти ни следа обмана. Слюсарчук обладает феноменальной памятью, причём он развил её самостоятельно, врождённых экстраспособностей у него не было. Не так давно Слюсарчук в очередной раз попал в Книгу рекордов Гиннесса, поставив рекорд по запоминанию 30 миллионов чисел после запятой числа «пи». Проверялись способности профессора методом случайной выборки: его просили продекламировать числа, например, с 24256-го по 24398-е, и он их декламировал. Точно так же он декламировал наизусть любой фрагмент из собрания сочинений Тараса Шевченко, зарисовывал по памяти показанные в произвольном порядке сложные геометрические фигуры и демонстрировал свои эйдетические способности другими способами. При этом Слюсарчук имеет три высших образования (первый институт он закончил в 18 лет), в 32 года защитил докторскую диссертацию в области медицины, ведёт активный образ жизни. Кажется, природа ничего не забрала у него взамен уникальных способностей...

Дети Индиго

Американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп в 1982 году использовала в одной из своих книг термин «дети индиго», который, как ни странно, прижился и активно употребляется сегодня. Нэнси Тэпп рассматривала человека с позиции изучения его ауры и придавала большое значение её цвету. У некоторых детей Нэнси «обнаружила» ауру тёмно-синего цвета и, недолго думая, объявила эту группу особенной и задала некий тренд, которому нет никакого научного подтверждения. За теорию особо одарённых детей индиго рьяно схватились любители паранормальных явлений и доморощенные мистики. Сформировался некий круг особенностей, отличающих детей индиго от обычных подростков. Среди этих особенностей - асоциальность, индивидуализм, высочайший творческий потенциал и уровень интеллекта, развитая интуиция, импульсивность и нервозность. В общем, за исключением последнего пункта, получился клинический портрет типичного аутиста. Вся теория «детей индиго» является скорее мистификацией, чем научной гипотезой.

ОШИБКИ ПРИРОДЫ ИЛИ ГЕНИИ?

Другим знаменитым вундеркиндом прошлого был Уильям Джеймс Сидис, родившийся в Нью-Йорке в 1898 году. В отличие от аномальных способностей Колберна, возможности Сидиса были вполне человеческими, просто чрезмерно рано развившимися. К восьми годам он свободно читал книги и прессу на восьми языках (помимо английского - французский, русский, немецкий, турецкий, армянский, иврит, греческий и латынь), а в 1909-м стал самым юным студентом Гарварда. К тридцати годам Сидис знал уже 40 языков и был автором огромного количества книг, монографий и статей по анатомии, транспортной системе, истории, математике и другим столь же отличным друг от друга областям знаний.

Но самое странное то, что мальчик, которому пророчили блестящее будущее, стал никем. Всю жизнь он трудился простым бухгалтером, часто менял место работы, боялся внимания со стороны женщин и категорически не общался с журналистами даже по поводу своих многочисленных разработок и патентов (их он тоже успел получить довольно много). Умер Сидис совершенно неизвестным в возрасте сорока шести лет. Почему мы рассказали о Сидисе? Потому что это довольно типичный пример вундеркинда, впрочем, как и Колберн. Вот его блестящие способности, а вот - их нулевой итог.

Другая сторона медали - это саванты-аутисты, о которых уже шла речь ранее. Хорошим примером может служить жизнь знаменитого британского мастера по дереву Джеймса Генри Паллена. Родившийся в 1835 году, к семи годам Паллен знал всего одно слово, «мама», и то выговаривал с трудом. К немоте прибавлялась его почти полная (с детства) глухота и сильное отставание в умственном развитии. Родители отдали ребёнка в интернат, а в 1850 году его перевели в Эрлсвудскую больницу для умалишённых - и это было удачным решением. Эрлсвуд традиционно продавал работы пациентов, и для повышения доходов их обучали рисовать, делать различные поделки, мастерить что-то. Паллен оказался необыкновенно одарённым плотником и мебельщиком. Не произнося ни слова, он обставил ряд палат мебелью ручной работы, все рисунки собратьев по несчастью поместил в резные рамы, да и сам умел рисовать очень и очень хорошо. Успех пришёл к Паллену, когда больница отправила принцу-консорту Альберту, мужу королевы Виктории, картину «Оборона Севастополя» кисти саванта. Для всех оставалось загадкой, откуда талантливый безумец берёт сюжеты и знания: он не умел даже читать и ни с кем никогда не разговаривал.

Суперинтендант больницы Джон Лэнгдон-Даун выделил Паллену отдельную мастерскую, где тот работал всю свою жизнь. Его шедевром считается модель корабля The Great Eastern, выполненная со скрупулёзной точностью, вплоть до 5516 заклёпок на бортах судна и в деталях воссозданных внутренних интерьеров и мебели. Работу Паллен делал по фотографиям и рисункам судна. В 1916 году Паллен умер, оставив после себя множество работ и ни разу не воспользовавшись деньгами, которые получал за продажу собственных изделий.

Довольно известным современным композитором является японец Хикари Оэ, сын великого японского писателя, нобелевского лауреата Кендзабуро Оэ. Но мало кто знает, что Хикари, несмотря на свои 47 лет, практически не разговаривает и не общается с людьми, поскольку с детства страдает аутизмом. Более того, он практически слеп, у него серьёзные нарушения координации и явственная умственная отсталость. Доктора ещё в 1960-х годах предлагали не спасать жизнь ребёнку (он чуть не умер в результате ряда тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте), но родители настояли на своём. Хикари учили музыке - и она стала единственным языком, на котором тот разговаривает с окружающим миром. Произведения Хикари Оэ исполняются по всему миру. Знает ли он об этом - сложный вопрос. К слову, практически в каждой книге Кендзабуро Оэ есть персонаж, «срисованный» с Хикари, и в своей нобелевской речи 1994 года писатель не раз упомянул, что не будь Хикари, не было бы и литературного таланта отца.

Конечно, не всё так печально. Некоторые вундеркинды обретают известность и славу, в которой купаются всю жизнь, при этом оставаясь нормальным людьми. Взять хотя бы Моцарта, который в четыре года выступал с произведениями собственного сочинения. Биографию великого композитора мы рассказывать не будем. Лучше приведём современный пример. Норберт Винер, знаменитый учёный, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта, в детстве был вундеркиндом. К 18 годам он был доктором наук и числился профессором в двух университетах - Корнельском и Гарвардском, а в девятнадцать добавил в этот список ещё и Массачусетский технологический. Винер дожил до семидесяти лет, получил ряд престижных математических наград и премий, был женат и имел детей - в общем, жизнь его сложилась счастливо и успешно. Именно поэтому мерить всех вундеркиндов и савантов по одной мерке нельзя. У каждого - свои особенности развития, свои способности.

ВЫВОДЫ И ИТОГИ

К вышесказанному можно добавить несколько занимательных медицинских наблюдений. Во-первых, синдром саванта может быть не врождённым, а приобретённым. История знала случаи, когда сверхспособности проявлялись у человека после тяжёлой черепно-мозговой травмы, после длительной комы, после обнаружения раковой опухоли.

Во-вторых, многие саванты утверждают, что могут распознавать цвета чисел, или слышать краски, или видеть музыку. То есть имеет место явление синестезии - когда при раздражении некоего органа чувств возникает реакция, присущая другому органу чувств. Классический пример синестезии - так называемый «цветной слух», когда композитор воспринимает различные тональности или ноты окрашенными в разные цвета. Некоторые известные композиторы обладали подобными способностями, например, Александр Скрябин, который различал тональности именно по цветовой принадлежности.

С явлением савантизма мы сталкиваемся как с чем-то непознанным и непонятным. Сегодняшняя врачебная этика не позволяет проводить эксперименты на людях, что заметно тормозит развитие психологии и раскрытие возможностей человека в частности. Ведь если один может перемножать в уме астрономические числа - значит, каждый может. Вопрос только в том, как найти в себе такие способности, как вытащить их наружу. Когда-нибудь медицина даст ответ, но очень-очень нескоро.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным. Поэтому, если в детстве дети проявляют способности к какому-либо занятию, родители тут же подключают все возможные способы, чтобы развить их. Иногда даже ценой счастливого детства своего чада…
В природе бывают и феномены - вундеркинды. Это дети, которые с самых малых лет делают огромные успехи в какой-либо области. Родители также нагружают их, но тут ставки уже идут на Нобелевские премии и Книгу рекордов Гиннесса, поэтому пап и мам в некоторой степени понять можно.
Вот что бывает, когда дети перестают быть детьми.

Ника Турбина

Эта девочка была известна на весь мир. В 4 года она начала писать совсем недетские стихи, а в 12 лет уже получила «Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции: до этого такой награды удостаивалась только Анна Ахматова.
Девушка активно искала себя в жизни. В 16 лет вышла замуж за итальянского профессора, который был старше ее на 60 лет. Но брак не удался… Девушка вернулась в Россию, стала злоупотреблять алкоголем, несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. В 27 лет ей таки удалось это сделать. Поэтесса сорвалась с подоконника, случайно или специально - неизвестно.

Паша Коноплев



Способности юного Паши поражали: в 3 года он умел читать и даже производил в уме сложные вычисления, в 5 лет освоил игру на пианино, а в 8 - справился с физикой. Его способности были настолько велики, что в университет парня зачислили в 15 лет! Однако счастливым он от этого не стал…
Феноменальные способности для этого парня означали феноменальную нагрузку, и его психическое здоровье дало сбой. Павел сошел с ума. А уже в возрасте 29 лет он скончался в психиатрической клинике.

Ким Унг Йонг



Перед тобой кореец Ким Унг Йонг и, если верить Книге рекордов Гиннесса, он является самым умным из ныне живущих людей. Уровень его IQ достигает невероятной отметки 210! В 4 года Ким Унг Йонг уже выступал на японском телевидении, решая в прямом эфире сложнейшие математические задачи. В 8 лет был приглашен НАСА для прохождения обучения в Государственном университете Колорадо, где в 15 лет получил степень доктора наук.
Но почему-то юноша отказался от работы в одном из лучших вузов страны, а вернулся на родину. Сейчас Ким Унг Йонг преподает в вузе провинциального городка и живет обычной жизнью.

Катя, «Рожденные в СССР»



«Рожденные в СССР» - это кинонаблюдение за судьбами людей на протяжении их жизни. Первые съемки проходили, когда героям, родившимся в разных республиках Советского Союза, было 7 лет, затем детей снимали в 14, потом в 21 и наконец в 28 лет - четвертая серия вышла в 2005 году.
Героиня фильма, девочка Катя, с самого детства поражала своими способностями: в 7 лет она была мудрой не по годам, а в 14 лет уже оканчивала школу экстерном, изучала итальянский, японский, французский и английский языки. По всем прогнозам ее ждало блестящее будущее. Но, как говорится, не сложилось…
В 21 год она бросила университет, не найдя себя в области психологии. В свои 28 лет она всё еще жила с мамой. Друзей и любовь ей найти не удалось, поэтому девушка старалась убежать от реальности в мир воображаемый: Катя стала писать книги с фантастическими сюжетами.

Полина Осетинская



Отец Полины мечтал, что кто-нибудь из его детей прославится, поэтому заставлял девочку с самого детства проводить чуть ли не сутки за занятиями музыкой. Отчасти ему это удалось: девочка стала юной знаменитостью, она потрясающе играла на фортепиано и даже получила приглашение на гастроли в США, где ее ожидал гонорар в 50 тысяч долларов за каждый концерт. Но в Америку Полина так и не поехала…
В переходном возрасте девочка взбунтовалась против своего отца, ушла из дома и с тех пор больше с ним не общалась.
После этих историй задумываешься, а стоит ли оно того?