Синий цвет - значение и характеристика. Как называются цвета Синий цвет как называется
Символизм цвета берет свое начало со времен глубокой древности. С незапамятных времен люди наделяли цвета особым смысловым значением, что отразилось в различных религиозных и мистических учениях, мифах, народных сказках, преданиях.
В астрологии, например, семь основных цветов спектра соответствуют 7 планетам: синий – цвет Венеры, красный – ассоциируется с Марсом (красная планета), зеленый цвет – Сатурна, желтый – цвет Меркурия, фиолетовый цвет отождествляется с Луной, а оранжевый — с Солнцем. В эзотерической практике синий цвет часто используют для сосредоточения, медитации, в процессе самопознания.
Значение синего цвета в древности
Символизм синего цвета начал проявляться уже в глубокой древности. В Египте этот цвет имел особое значение. Жертвоприношения и дары богам изображались в оттенках синего. Этот же цвет использовали для изображения париков богов, фараонов, цариц, дабы подчеркнуть их высшее, божественное происхождение. Во время различных церемоний надевали синие парики.
У древних майя синий был цветом жертвоприношений. Предметы из дерева и керамики, настенные фрески, ароматические смолы, все, что было связано с ритуальными жертвоприношениями, расписывалось и покрывалось синими красками. Поскольку майя приносили в жертву даже людей, обреченных, перед смертью, раскрашивали синей краской.
В христианской традиции синева символизирует вечность божественной силы и величайшие таинства. В то же время, у многих славянских народов синий был цветом горестей и печалей, ассоциировался с демоническим миром. В старинных народных преданиях упоминаются синие и черные бесы.
У многих народов мира синий символизирует небо, вечность, постоянство, верность. Его считают цветом стабильности, умиротворенности, глубоких размышлений. В геральдике синий цвет используется для обозначения целомудрия, честности, доброй славы и верности.
Жители востока верят в то, что синий цвет отпугивает злых духов, защищает от негативного воздействия, сглаза и порчи.
Двойственность синего
Значение синего цвета имеет как позитивный так и негативный аспект:
- позитивное значение синевы: духовность, мудрость, терпение, истина, спокойствие и умиротворение; этот цвет вдохновляет на великие свершения, очищает душу, с синим цветом связана интуиция и тяга к высшим знаниям;
- негативные проявления синих оттенков: слабость, эмоциональная холодность и неуравновешенность, злопамятство, самодовольство; синий цвет может привести к потере чувства реальности, наркотическим зависимостям, депрессивным состояниям.
Синий цвет в психологии
Характер
Как правило, в определенный момент времени человек предпочитает один, реже два или три цвета, которые преобладают в его окружении, обстановке, одежде и т.д. Со временем цветовые предпочтения могут меняться. Но в любом случае, ваш любимый цвет может многое поведать об особенностях вашего характера и эмоционального состояния.
Психологи для этих целей используют различные цветовые тесты. Наиболее достоверный из них – цветовой тест Люшера, согласно которому синий цвет символизирует спокойствие и удовлетворенность.
Основные характеристики синего цвета с точки зрения психологии:
- уверенность в себе, решительность целеустремленность, дипломатический подход для решения конфликтов;
- непреклонность, внутренний стержень, качества наиболее характерные для бизнесменов, людей, обладающих аналитическим складом ума;
- перфекционизм, склонность все идеализировать, свойственно философам, писателям, творческим личностям;
- сила духа, волевые лидерские качества – проявляются у политиков, ораторов;
- организованность и ответственность – синие тона подсознательно помогают человеку концентрироваться на важных целях, структурировать полученную информацию;
- синий цвет в психологии человека говорит о склонности к интуитивному принятию решений, спокойствии и умении находить разумные компромиссы;
- в психологии отношений синий цвет означает верность, стабильность, чувство долга, приверженность традициям. Характер
Синий – оттенок неба, покоя, релаксации. Если нравиться синий цвет, то это может означать, что человеку свойственна скромность, меланхоличность, ему очень важно чувствовать уверенность в себе, а так же благосклонность окружающих людей. Выбор такого цвета говорит о желании покоя и стабильности. Наибольшая потребность в этом цвете проявляется в периоды, когда человек болен, либо обижен, при переутомлении.
Если же человек не приемлет синий цвет – это может быть проявлением жажды перемен и постоянного движения, отказ от рутинности и монотонности жизни, нежелание брать на себя ответственность и принимать серьезные решения. Такие люди часто мечтают о легких деньгах и славе.
Цвет и работоспособность. Психология синего цвета в действии
Несмотря на то, что цветовое восприятие у каждого человека сугубо индивидуально, ученые делают активные попытки повлиять на психологическое состояние человека в коммерческих и бытовых целях, в рекламе, одежде, интерьере.
Так, преобладание определенного цвета, или их сочетаний, в оформлении офисных или жилых помещений, создает особенную эмоциональною атмосферу. Не все бизнесмены знают о том, что цветовая гамма интерьера может оказывать заметное влияние не только на работоспособность сотрудников компании, но и отразиться на результатах деловых переговоров.
- в помещениях для переговоров рекомендуется использовать светлые голубые тона, поскольку они способствуют установлению дружеских отношений, взаимопониманию, лучшему усвоению информации;
- обилие синевы в помещении, наоборот, снижает работоспособность, может вызвать депрессивные состояния и нежелание работать у сотрудников;
- созерцание насыщенного синего цвета замедляет сердцебиение, стабилизирует кровяное давление, успокаивает нервное напряжение, однако в больших количествах синий вызывает чувство угнетенности;
- природные камни насыщенных синих тонов (сапфир, топаз, лазурит) – помогают справиться со стрессом и защищают от ненужных переживаний, избавляют у неопределенности;
- методика снятия стресса: налейте стакан воды и поставьте его перед собой на лист синей бумаги; устройтесь поудобнее и на протяжении 10 минут просто смотрите на «синюю» воду; после этого водичку нужно не спеша выпить, таким образом «заряженная синяя вода» оказывает благотворное влияние на наше подсознательное.
Синий цвет в одежде
Если в вашем гардеробе преобладает одежда в оттенках синего – вы достаточно умны и независимы, часто ощущаете потребность в душевной теплоте и внимании. Вас отличает терпение, выдержка, сдержанность в эмоциях.
Те, кто выбирает для своего гардероба голубые и васильковые оттенки — мечтатели и романтики, они верят в настоящую любовь, и во всем стараются проявить себя и быть замеченными окружающими. Одежда голубого цвета излучает свежесть и прохладу и идеально подходит для жаркого лета.
Если вы предпочитаете носить джинсы, знайте, что джинсовая одежда производит впечатление благородства и качества.
Так же имиджмейкеры советуют как бизнес-леди так и бизнесменам почаще надевать костюм темно-синего цвета. Он не только стройнит фигуру, но подчеркивает вашу надежность, как делового партнера.
Оттенки синего тона в психологии
Психология изучает не только влияние основных цветов на психологическое состояние человека, но и их оттенков. Оттенки основных цветов также влияют на человеческое восприятие и часто используются в методиках НЛП как дополнительный стимул. Основные оттенки синего и их значение:
Голубой
Глядя на него практически невозможно сконцентрировать свое внимание на определенном объекте; цвет мечтаний и грез, безмятежности, мира и покоя; цвет безмятежности, наивности и чистоты; успокаивает, вселяет надежду в светлое будущее.
Индиго (глубокий синий цвет)
Может привести к угнетенному и апатичному состоянию, вызывает грусть, тоску, меланхолию, глубокое погружение в свое внутреннее пространство.
В шкафу практически каждой девушки наверняка есть темно-синий свитер или другой элемент одежды этого цвета. Ведь он украсит большинство модниц. Сам по себе он сдержанный и строгий, но если его разбавят другие оттенки, то вид совершенно преобразится. Именно поэтому его рекомендуют для базового гардероба.
Цвет индиго или другой тёмный колор удивительно оттеняет волосы. Чтобы показать их в выигрышном свете, стоит учитывать простые рекомендации:
- Блондинкам подходит подобный низ, так что стоит обратить внимание на юбки или брюки.
- Рыжих красавиц украсит темно-синий верх, будь то блузка, футболка или пиджак.
- Темноволосые модницы могут позволить себе любые эксперименты с этим цветом, им подойдут любые варианты. В том числе и темно- синее пальто.
Подача мировых дизайнеров
Образы селебрити
Продумывая наряд в офис, на прогулку или вечеринку, девушки задумываются, какой цвет лучше всего сочетается с выбранным оттенком. Стоит разобраться, какие решения станут удачными, а от чего стоит отказаться.
Основные цветовые сочетания
Универсальные варианты с белым, серым и черным
Комплект, в котором присутствует белый, наиболее подходит для рабочей обстановки. Причем это может быть, как костюм колора индиго со светлой блузой, так и наоборот. Белые детали разбавят мрачность, придадут образу нарядности.
Уместны подобные сочетания в одежде и в повседневной жизни. Уютный белый джемпер хорошо смотрится с темными брюками, на белое платье можно накинуть тёмный пиджак. Эти два цвета можно свободно комбинировать, так что стоит дать волю фантазии.
В трактовке с белым
С серым цветом в паре с синим надо обращаться осторожно. Если оба оттенка будут насыщенными, то образ получится мрачным и скучным. Поэтому если уж и использовать их вместе, то отдать предпочтение светло-серому. А еще лучше - предусмотреть белый акцент. Например, отлично и совсем небанально смотрится такой комплект: белая блузка, тёмный пиджак и серая юбка.
Сочетание с серым
Облики с черным
Романтичный розовый и таинственный фиолетовый
Способен совершенно преобразить вид. Он избавит от сдержанности синего в одежде, придаст некоторую игривость и женственность. Образ получится романтичным и нежным. Возможные варианты: темно-синий жакет в сочетании с платьем пастельного оттенка, насыщенный малиновый пиджак и брюки индиго. Интересно выглядит свободное платье, если его дополнить ярко-розовой сумкой.
В паре с яркими оттенками розового
При выборе зимней одежды также стоит обратить внимание на этот цвет. Шерстяные вещи выглядят уютными и мягкими.
Сочетание с фиолетовым также достойно внимания. Получается такой комплект в достаточной степени нарядным и элегантным, женщина в нем выглядит загадочной и неприступной. Только надо помнить, что фиолетовый лучше выбирать достаточно светлый, тогда оба цвета заиграют.
В дуэте с фиолетовым
Естественные сочетания с коричневым, зеленым и хаки
Если речь идет о выборе наряда на каждый день, то хорошо носить темно-синий вместе с коричневым или бежевым. Подобный ансамбль придает образу мягкости, он выглядит спокойным, но совершенно не скучным. Сочетание подходит и для вечернего выхода. Платье колора индиго дополнят нейтральные женские аксессуары: клатч, туфли лодочки, подчеркивающий талию ремень.
С коричневой гаммой
Оригинально и свежо смотрится сочетание в одежде с зеленым. Причем подойдут любые оттенки, от оливкового до мятного. Стоит выбирать те, которые по душе самой моднице.
Комбинации с зеленым
Гармоничны комплекты с оттенком хаки.
Комплекты с оттенком хаки
Комбинация с теплыми оттенками: желтым, оранжевым, красным
Еще одно нескучное решение - совмещение с желтым. Такой образ получается ярким, привлекающим взгляды. Выбирать можно самые яркие вариации желтого: более сдержанный цвет несколько их приглушит. Интересно выглядят летние женские комплекты, например длинная юбка в пол и солнечная футболка или топ.
В гармонии с желтыми оттенками
Не менее удачной будет . Он также яркий и теплый, поэтому способен сделать облик нежным и женственным.
В комплектах с оранжевым
Носить синий стоит и .
В сочетании с коралловыми оттенками
А вот красный требует осторожного обращения. Хотя сочетаются эти два оттенка хорошо, но если переборщить, то вид получится вульгарным. Поэтому использовать его лучше в качестве отдельных акцентов, это может быть сумочка или обувь.
С красным
Золото, серебро, другие оттенки синего
Все оттенки синего сочетаются с золотом и серебром, как в украшениях, так и в одежде. Если золотистый пиджак носить с соответствующим платьем, то ансамбль получится очень праздничным. Серебристый не менее актуален. При его использовании комплект стоит дополнять черными деталями: туфлями, клатчем и бижутерией.
Золотые акценты
Аксессуары - обувь, сумки, ремни - и бижутерия такого оттенка хорошо дополняет ансамбли в пастельных тонах и платья с цветочными принтами.
Оттенки одной палитры хорошо совмещаются между собой. Так что темно-синий свитер можно смело надевать вместе или бирюзовыми вещами. Наряд лишь станет более выразительным.
С тонами бирюзы и мяты
В родственной гамме
Актуальная одежда
Отдельно можно отметить женские темно-синие брюки и юбку. На них стоит обратить внимание при составлении базового гардероба. Их можно носить на самые разные мероприятия. Для похода на работу можно их дополнить классической белой блузой, не будет лишним и черный или бежевый жакет. Менее строгий вариант -джемпер и шарфик. Если возник вопрос, какой наряд выбрать на вечеринку, то рекомендуется скомбинировать их с золотистым топом. Конечно, это не единственно возможные сочетания. Универсальный цвет позволяет свободно экспериментировать.
Темно-синий уместен и в верхней одежде. Подобное пальто помогает создать элегантный образ, особенно если носить его с бежевыми или коричневыми сапогами и сумкой. Пикантности облику придаст лаймовый шарф.
Комплекты с пальто
Свадебное участие
Тёмно-синий цвет может быть взят для контраста белого на свадебном торжестве.
Свадебные акценты
В торжественном исполнении
Возможность комбинировать разные оттенки позволит угодить вкусу самой требовательной красавицы. Необходимо лишь учитывать цель, для которой подбирается наряд.
Цвет неба и моря, холодный и сдержанный, но в то же время дарящий умиротворение и безмятежность... Синий цвет – самый «спокойный» цвет для психоэмоционального восприятия. О его успокаивающим и позитивном воздействии на психику знали ещё в древности. В культурах многих народов мира различные оттенки синего символизировали , верность, стабильность, несокрушимость. Синий считался цветом мудрости, высших знаний и духовной силы, поэтому его использовали для окрашивания стен храмов и церквей, а одежду богов изображали в сине-голубых тонах. В то же время древним целителям было хорошо известно о двойственности этого цвета. Наравне с успокаивающим воздействием на психику, переизбыток синего способен вызвать апатию, отчуждённость, депрессивное состояние. Возможно, именно отсюда берут своё начало народные сказы о «синих демонах» и прочей нечисти, которую часто изображали с серо-синих тонах.
Что символизирует синий цвет
Синий цвет в психологии, как и любой другой оттенок, имеет двойное значение – позитивное и негативное. Влияние, оказываемое им на психику человека, во многом зависит от конкретного оттенка и степени насыщенности. Так, светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное.
Индиго – глубокий насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».
Тёмно-синий цвет имеет более негативное значение. В нашем подсознании он ассоциируется с неспокойными морскими волнами, таящими опасности и угрозу для жизни. Также в фольклоре с помощью этого оттенка изображали «синих демонов» - особо опасных и коварных существ из потустороннего мира, которые встречаются в мифах многих народов мира.
Что обозначает синий цвет в интерьере и одежде
Замечали ли вы как в определённые моменты жизни у вас возникла страсть к определённому цвету? К примеру, хотелось носить одежду только одного оттенка. Или откуда-то возникало желание перекрасить стены в «любимый» цвет, заодно купив диван и шторы того же оттенка. Такие прихоти можно объяснить неосознанным желанием восполнить энергетику, которой обладает каждый цвет и которой так не хватает в данный момент. А вот стойкое предпочтение того или иного оттенка в одежде или интерьере напрямую говорит об особенностях характера.
Так, человек, предпочитающий синий в качестве основного оттенка в одежде, скорее всего, интроверт. Он склонен к аналитической работе, предпочитает спокойное времяпрепровождение шумному веселью. Преобладание синего цвета в гардеробе также говорит о скрытности и замкнутости его хозяина. Возможно перед вами отшельник, который дорожит своим одиночеством и личным пространство. Не удивляйтесь, если придя к нему в гости, вы увидите, что весь интерьер тоже выполнен с серо-синих тонах.
Правда, стоит отметить, что «синие люди» обладают высокими умственными способностями и часто становятся выдающимися учёными.
Но, как и любой другой цвет, синий имеет и негативное значение. Его переизбыток угнетает и может стать причиной необоснованной хандры. К тому же синий притупляет активность и желание действовать. Поэтому психологи рекомендуют любителям всего синего иногда позволят себе носить , жёлтого, оранжевого, красного, розового или зелёного оттенка.
Надоела скучная офисная форма из мрачного низа и белого верха, а дресс-код не позволяет носить одежду ярких цветов? Ну и не надо! Замени унылый черный на глубокий темно-синий, выдержав при этом всю строгость наряда. А если после работы назначена романтическая встреча или прогулка с друзьями? Еще лучше! Читай, с чем сочетается темно-синий цвет, и тебе не захочется возвращаться к «типовым» образам.
Нет ничего проще, чем сочетать темные и неброские цвета — наверняка подумала ты. И отчасти это верно. Но в любом правиле есть свои исключения. Поэтому не торопись с созданием образа, а прислушайся к базовым советам. Они станут твоим ориентиром при подборе наряда.
Оттенки синего
Как только тебе попалась в руки вещь темно-синего цвета, не спеши нести ее на примерку. Всмотрись в оттенок. В общем виде их можно выделить три:
- нэви;
- сапфировый;
- глубокий темно-синий.
Запомни, чем темнее цвет, тем ярче ты можешь подобрать к нему пару. Например, с глубоким темно-синим идеально будет смотреться желтый. На контрасте, оба цвета дополнят друг друга и внесут в образ нотку шарма.
Антиподом идеального сочетания будет служить тандем из ярко-желтого и оттенка нэви. Последний будет безнадежно перекрыт кричащим цветом и создастся ощущение отсутствия цельного образа. Для него идеальной парой станет бледно-желтый или светло-лимонный.
Сапфировый цвет является сложным. В нем можно разглядеть холодные нотки и фиолетовый отлив. Поэтому при создании образа, обращай внимание на вещи глубоких тонов. Откажись от теплых и пастельных оттенков. Они лишат сапфировый благородства.
Никакого черного
Если не хочешь выглядеть как синий чулок, откажись от тандема с черным. Подобрать идеальное сочетание будет крайне сложно, и из сдержанного образ вмиг превратится в траурный или просто скучный.
Если ты уже допустила такую ошибку, постарайся разбавить комплект яркими аксессуарами или обувью. В таком случае наряд будет служить фоном для оригинальных деталей.
Поиграй фактурами. Например, темно-синие брюки и черная водолазка — это скучно. А полушубок цвета нэви и черные брюки до щикотолок — это уже оригинально.
С какими цветами сочетать
Обрати внимание на наиболее выигрышные сочетания темно-синего с другими цветами.
Темно-синий + белый
Один из самый простых и актуальных советов при подборе одежды: не знаешь, с чем сочетается оттенок? — миксуй его с белым. Такой тандем всегда актуален, а допустить ошибку невозможно.
Посмотри на беспроигрышное сочетание темно-синей юбки и белой рубашки. Внести нотку оригинальности в образ помогут крупные очки, кеды и сумка винного оттенка.
Не бойся добавлять ярких деталей. Разбавь классическое сочетание яркими босоножками и массивным украшением в синих тонах.
Темно-синий + серый
Сгладить контрастный образ поможет одежда серого цвета.
Используй простую серую майку в качестве дополнения к темно-синим шортам сложной фактуры. А чтобы образ не показался скучным, добавь в него массивные серебряные серьги и такого же оттенка босоножки.
Темно-синий + оттенки коричневого
С одеждой темно-синего цвета лучше всего сочетаются светлые оттенки коричневого, вроде песочного или беж. От землистого и подобных темных тонов лучше отказаться.
Используй коричневый как основной цвет в одежде или в качестве оттенка аксессуаров. Например, сумочки или ремня.
Темно-синий + розовый
Розовый цвет смягчит одежду темно-синих тонов и добавит образу нежности. Главное — правильно подобрать оттенок.
Используй ярко-розовый или цвет фуксии в сочетании с темно-синей одеждой.
Дополнением к сапфировому или оттенку нэви станет одежда нежно-розового цвета. Возьми за образец брюки насыщенного сапфирового тона и блузу оттенка чайной розы. Завершит образ ремешок в тон блузе и босоножки нейтрального цвета.
Темно-синий + зеленый
Стильный образ поможет создать тандем из одежды темно-синего и зеленого цветов.
Основой look’а могут стать брюки оттенка нэви. В дополнение к ним подбери блузу изумрудного цвета и пальто. Или разбавь синий тотал лук яркой сумкой хвойного оттенка.
Хочешь выглядеть роскошно? Миксуй сапфировый и изумрудный в одном ансамбле. При этом не важно, какой цвет станет основным, а какой вспомогательным. Они одинаково хорошо смотрятся в любой пропорции.
Темно-синий + желтый
Невозможно представить лучшего сочетания, чем пару из темно-синего и желтого. При этом, чем темнее основной цвет, тем ярче и насыщеннее может быть вспомогательный.
В качестве примера посмотри на ансамбль из темно-синего свитера глубокого оттенка и лимонной юбки.
Запомни, если ты собираешься разбавить комплект украшением приглушенного тона, то позаботься о том, чтобы желтый цвет в одежде также не был кричащим.
Темно-синий + оранжевый
Если тебе не по душе слишком яркие сочетания, то замени холодный желтый на теплый оранжевый тон. Темно-синяя вещь заиграет новыми красками.
Используй оранжевый в качестве аксессуаров, например сумки. Или как самостоятельную вещь, например свитера. Его преимуществом является независимость от оттенка темно-синего. Оранжевый отлично дополняет как яркие насыщенные тона, так и глубокие, приглушенные.
Темно-синий + красный
Еще одно яркое сочетание в одежде. Выбери, какой оттенок станет базовым, а какой будет его дополнять. Например, пусть основой образа станет красный свитер и брюки, а разбавит его темно-синий жакет.
Не бойся использовать бордовые оттенки. Они добавят образу строгости, а не скуки.
Темно-синий + оттенки синего
С 2014 года тотал лук не выходит из моды. И зачем изобретать велосипед, когда можно комбинировать вещи одного цвета разных оттенков, не боясь при этом совершить модное фиаско.
Сочетай в одном ансамбле брюки чистого синего оттенка и темно синий свитер.
Или собери сложный образ из юбки двух оттенков синего, жакета сапфирового цвета и разноцветного колье, выдержанного в палитре look’а.
Создавая комплект, не забывай и об аксессуарах. Это могут быть украшения, сумочка, перчатки, шейный платок, ремешок и даже обувь. Главное — темно-синего цвета.
Заверши образ сапфировой сумкой или темно-синей шляпкой. Не обязательно, чтобы они вторили оттенкам ансамбля. Важно, чтобы была соблюдена гармония цветовой гаммы.
Или оказаться ярким пятном в ансамбле из базовых вещей.
Не оставляй без внимания украшения. Они могут служить дополнением к темно-синему look’у.
Как называются цвета?
"...Дальше я попытаюсь раскрыть значение тех или иных употребляемых оттенков и цветов в более доступной и понятной форме. Надеюсь, что это кому-нибудь поможет и пригодится. Жаль только, что источник этого неизвестен. Будем благодарны автору за данную подборку.
Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».
Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - седой, серебристый.
Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.
Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.
Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Буланый - серо-бежевый.
Бурнастый - то же, что бурый.
Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.
Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при
Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.
Винный - желтовато-красный.
Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити - или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный - серый.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый - серый или грязно-желтый.
Гортензия - нежно-розовый.
Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».
Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький - светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Драконьей крови - см. Гуммигут.
Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.
Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
Жирафовый - желто-коричневый.
Жонкилевый - цвет нарцисса.
Зекрый - темный / светло-синий, сизый.
Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
Камелопардовый - желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.
Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный - то же, что коричневый.
Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Крутик - в качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик. Крутик вместо индиго широко применялся в станковой живописи и книжно-миниатюрном письме.
Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
Куропаткины глаза - светло-красный.
Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный - красно-розовый.
Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым (пурпурно-малиновый). Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый.
Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори - темно-голубой, синий. Торговое название Берлинской лазури.
Мов - розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный - цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская лазурь - хорошо очищенная Берлинская лазурь.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Пепел розы - тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый - иссиня-зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").
Ранжевый - то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги - оттенок розового.
Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.
Сепия - прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, - они создают иллюзию старины.
Сизый - цвет голубя, после просто синий.
Силковый - голубой, васильковый.
Сине-алый - темно-фиолетовый.
Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый - с синим отливом.
Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Другая версия гласит, что сольферино - темно-фиолетовая краска с синим оттенком.
Фиолетовая семья красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка - «еще та штучка».
Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.
Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Французская зелень - см. Ярь-медянка.
Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.
Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии - насыщенный розовый.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.
Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!
Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой".