Главная · Семья · Ударная техника вин чунь. Реальная энергия вин чунь. Используйте упражнения по визуализации

Ударная техника вин чунь. Реальная энергия вин чунь. Используйте упражнения по визуализации

В стиле Вин Чунь руки являются основным средством ведения поединка. Около 80% техник выполняются именно руками, что свойственно ведению поединка на ближней дистанции. Техника рук включает в себя как защитные, так и атакующие движения.

Удар является той основой на которой строится любая атака. Без хорошо поставленного, сильного удара выиграть поединок практически невозможно.

В стиле Вин Чунь насчитывается окаю десятка ударов рукой, однако на начальном этапе обучения изучаются только два. Это удар кулаком и удар основанием ладони.

Удар кулаком Ят Чи Куен (рис.26) яаляется наиболее часто применяемым атакующим действием в поединке.

Удары ладонью Ян Джун (рис.27) и Вун Джун (рис.28) используются реже, но имеют свое преимушество и используются для поражения внутренних органов.



Выполнение ударов изображено на рис. 27 а,б и 28 а,б.



Для нанесения удара Ят Чи Куен, примите фронтальную стойку (рис.29,29а).




Выведите кулак правой руки на центральную линию (рис.30,30а) и распрямляя ее в локтевом суставе нанесите удар вперед на уровне подбородка (рис.31,31а).






Удар Ят Чи Куен наносится основанием мизинца, безымянного и среднего пальцев. Кулак при этом все время остается на центральной линии. В конечной фазе удара рука полностью выпрямляется в локте. Во время удара мышцы руки должны быть расслаблены и лишь в конечной фазе максимально напрягаются на долю секунды. Благодаря этому удар приобретает силу и мощь.

Отработка удара Ят Чи Куен проводится в несколько этапов.

Первый этап предусматривает нанесение ударов в воздух. При этом нарабатывается правильная траектория движений. Сначала удары наносятся медленно полностью расслабленной рукой. В дальнейшем, скорость выполнения наращивается и доводится до реально боевой. Здесь следует уделять основное внимание акценту в конце движения.

Тренировка включает в себя упражнение, когда удары наносятся поочередно правой и левой рукой с паузой между ними.

Затем отрабатывается связка из двух ударов Ят Чи Куен следующие один за другим без паузы. Как только вы нанесли удар правой рукой (рис.32-35), отведите ее назад, одновременно нанося второй удар левой рукой (рис.36-38).




Поворачиваясь налево и принимая боковую фронтальную стойку, необходимо нанести удар правой рукой. При повороте направо удар наносится левой рукой.

И наконец удар Ят Чи Куен отрабатывается при передвижении приставным шагом в боевой передней позиции. Выполняя одиночные удары, их следует наносить в то время когда сзадистоящая нога подшагивает к впередистоящей.

Если отрабатывается связка из двух ударов, первый наносится в момент выполнения шага впередистоящей ногой, а второй удар наносится одновременно с подшагиванием сзадистоящей ноги.

Сила и пробивная мощь удара нарабатывается посредством тренировки на настенном мешке (рис.39).



Приняв фронтальную стойку, наносите поочередно удары кулаком по мешку, делая небольшие паузы. Затем, перейдите к сериям состоящим из двух-трех ударов. Выполнив упражнение, встряхните руки несколько раз.

Это делается для снятия напряжения с суставов руки. Нанося удары по мешку, не выпрямляйте руку полностью в локтевом суставе во избежании травмы.

Наносите удар как бы в глубь мешка, концентрируя внимание на точке расположенной в нескольких сантиметрах за его пределами.

Техника защиты в стиле Вин Чунь достаточно разнообразна и включает в себя около двух десятков движений, используемых для нейтрализации атак противника. Основной упор делается на отводящие и сбивающие приемы, которые довольно часто сопровождаются захватами конечностей оппонента.

I. Пак Сау (рис.40)



Данная техника представляет собой блокирующее действие открытой ладонью снаружи внутрь. Пак Сау является сбивающим блоком, при котором кисть движется в горизонтальной плоскости от центра тела к противоположному плечу, не выходя за его пределы в конечном положении. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову и верхнюю часть туловища. Выполнение Пак Сау изображено на рисунках 40а,40б.




II. Фук Сау (рис.41)



Данная техника представляет собой блокирующее действие внутренней частью предплечья снаружи внутрь, с последующим контролем руки противника посредством сгибания кисти. Фук Сау используется для нейтрализации прямых и боковых атак в голову и верхнюю часть туловища. Выполнение изображено на рисунках 41а,б.




III. Хуэн Сау (рис.42)



Данная техника представляет собой вращающее движение кистью изнутри наружу. Хуэн Сау используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туловища, а также при освобождении от захватов за запястье. Выполнение Хуэн Сау изображено на рисунках 42а,б,в,г.




IV. Бон Сау (рис.43)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней частью предплечья снаружи внутрь. Бон Сау является сбивающим блоком, при котором рука поднимается вверх и вращается вдоль продольной оси. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову, верхнюю и среднюю часть туловища.

V. Taн Сау (рис.44)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внутренней реберной частью предплечья изнутри наружу Тан Сау является отводящим блоком, при котором предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вверх.

Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову и верхнюю часть туловиша. Выполнение Тан Сау изображено на рисунках 44а,б,в.



VI. Ган Сау (рис.45)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья изнутри наружу. Ган Сау является сбивающим, а в некоторых случаях стопорящим блоком, при котором рука опускается вниз, а предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вниз. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых и боковых атак в среднюю и нижнюю часть туловища.

VII. Джам Сау (рис.46)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья сверху вниз. Джам Сау является сбивающим блоком, при котором рука опускается вниз до уровня солнечного сплетения. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туловища, а также для сковывания рук противника.

VIII. Биу Cay (puc.47)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья изнутри наружу. Биу Сау является сбивающим блоком, при котором рука выпрямляется в локтевом суставе, а предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вниз. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову.

При выполнении защитных техник другая рука должна располагаться возле тела на центральной линии (рис.48).



Также следует помнить, что если одна рука защищает верхнюю часть тела, то другая рука в это время должна страховать нижнюю часть тела и наоборот (рис.49,50)




Изучив отдельно удары и защитные техники, следует перейти к освоению приемов одновременного использования обеих рук, что соответствует одному из принципов стиля Вин Чунь.

При этом одна рука выполняет атакующее действие, а вторая рука - защитное. Первый этап предусматривает отработку определенных связок движений при поворотах на месте во фронтальной стойке. Из исходного положения (рис.51) выполните правой рукой блок Тан Сау, а левой рукой одновременно нанесите прямой удар кулаком Ят Чи Куен, поворачиваясь направо (рис.52).




Вернитесь в исходное положение. Теперь повернитесь налево. При этом правая рука наносит прямой удар кулака, а левая - выполняет блокирующее движение Тан Сау (рис 53).



Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение. В дальнейшем следует выполнять описанное выше движение без возвращения в исходное положение. Аналогично отрабатываются и другие комбинации. Ган Сау и удар кулаком (рис.54).



Пак Сау и удар кулаком (рис.55). Джам Caу и удар кулаком (рис.56).




В последствии упражнение изменяется путем отработки связок, в которых меняется уровень защиты с верхнего на нижний и наоборот. Выполнив блок Пак Сау и удар Ят Чи Куен (рис.57), необходимо продолжить с блоком Ган Сау и ударом кулаком (рис.58) или после Джам Сау и удара Ят Чи Куен (рис.59) следует выполнить Тан Сау и Удар кулаком (рис.60) и т.д. Варианты могут быть и другие, целесообразно практиковать все возможные сочетания. Это дает хорошую практику дли тренировки защиты от атак состоящих из двух-трех ударов.






Второй этап отработки одновременных действий заключается в выполнении всех описанных выше техник при перемещении приставным шагом в боевой позиции (рис.61). При этом связка удар-блок выполниется на один шаг.


Техника рук

Основным оружием в стиле Вин Чун являются руки. Две трети базовой техники приходится именно на них. Техника рук в Вин Чун — это надежная защита и молниеносная, сокрушительная атака.

Удар является той основой, на которой строится любая атака. Без хорошо поставленного, сильного удара выиграть поединок практически невозможно. Поэтому тренировке ударов следует уделить огромное внимание. Многократное нанесение ударов в воздух и по настенному мешку — вот единственный путь к овладению сокрушительным ударом.

В стиле Вин Чун существует около десятка ударов рукой, но центральное место отводится прямому удару вертикальным кулаком Ноу Мун Чуй. Вся прямолинейная ударная техника рук строится на знании этого удара.

Выполнение

Примите фронтальную стойку. Левая рука выставлена вперед, ладонь сжата в кулак. Правая рука располагается ближе к туловищу, ладонь также сжата в кулак (рис. 30).

Начните выполнять прямой удар Ноу Мун Чуй так, чтобы кулак двигался вдоль центральной линии (рис. 33). Левая рука отводится к груди (рис. 31).


В конечной фазе правая рука распрямляется в локте, нанося удар. В этот момент все мышцы руки, за исключением бицепса, должны максимально напрячься (рис. 32).

Основные моменты

Удар наносится основанием мизинца, безымянного и среднего пальцев.

Кулак движется строго по центральной линии.

Локтевой сустав в конечной фазе удара полностью распрямляется.

4. На всей траектории удара рука движется в расслабленном состоянии, и лишь в самом конце мышцы максимально напрягаются. Отработка удара предусматривает несколько стадий.

I. Нанесение ударов в воздух.

Примите фронтальную стойку (рис. 34, 35).

Рис. 34

Рис. 35

Ладони сжимаются в кулаки, после чего левая рука наносит прямой удар Ноу Мун Чуй. Правая рука отводится к груди. Удар сопровождается поворотом тела вправо на 45°. Вы должны принять левостороннюю боковую фронтальную стойку (рис. 36).

Теперь нанесите удар правой рукой, совершая поворот влево на 90° и принимая правостороннюю боковую фронтальную стойку. Левая рука отводится к груди (рис. 37).

Продолжайте наносить удары поочередно правой и левой рукой. Не забывайте о поворотах на месте. Начинать следует с 30-40 ударов за цикл, постепенно доводя это число до 100-150.

При выполнении описанного выше упражнения следите за синхронностью выполняемых движений. Поворот корпуса и удар должны начинаться и заканчиваться одновременно.

Парное упражнение

Оба партнера располагаются в фронтальной стойке на расстоянии немного больше вытянутой руки (рис. 38).

Одновременно разворачиваясь на 45° влево и, принимая правосторонние боковые фронтальные стойки, оба партнера наносят правой рукой удар Ноу Мун Чуй. Во время удара предплечья рук касаются друг друга (рис. 39).

Затем партнеры одновременно разворачиваются вправо на 90° и выполняют удар Ноу Мун Чуй левой рукой (рис. 40, 41).


Продолжайте выполнять упражнение, нанося удары правой и левой рукой.

Следите за правильностью поворотов на месте. За один цикл выполните 30 ударов. Следует сказать, что данное упражнение учит умению использовать удар еще и как блокирующее средство. Вы одновременно нейтрализуете атаку противника и сами атакуете его.

II. Нанесение ударов по настенному мешку.

Данный вид тренировки направлен на развитие силы удара.

В стиле Вин Чун используется трехсекционный настенный мешок (рис. 45).

Каждая секция заполнена песком. Мешок крепится к стене так, чтобы верхний край располагался на уровне подбородка.

Упражнение

Примите фронтальную стойку. Вы должны находиться от мешка на расстоянии неполностью выпрямленной руки. Нанесите прямой удар Ноу Мун Чуй левой рукой (рис. 42).

Затем нанесите удар правой рукой, левая рука отводится к груди (рис. 43).

Снова выполните удар левой рукой (рис. 44).

Продолжайте поочередно наносить удары по мешку. За цикл необходимо совершать 30-50 ударов. Данное упражнение можно выполнять в сочетании с поворотом на месте.

Существует несколько вариантов нанесения ударов по настенному мешку.

1. Медленное, поочередное нанесение ударов.

2. Нанесение ударов сериями:

а) из двух ударов;

б) из трех ударов;

в) из пяти-семи ударов.

3. Одновременное нанесение ударов обеими руками (рис. 46, 47, 48).


Тренируясь с настенным мешком, соблюдайте следующие требования:

1. Не распрямляйте полностью руку в локтевом суставе в конечной фазе удара.

2. Наносите удар как бы вглубь мешка, т. е. концентрируйте всю мощь в нескольких сантиметрах за мешком.

3. После каждого цикла упражнения нанесите 10 ударов в воздух, для того чтобы снять напряжение с суставов руки.

Чтобы добиться существенных результатов, необходимо наносить до 1000 ударов в день по настенному мешку. Разумеется, начинать необходимо с 100-200 ударов в день и довести это количество через полгода до 1000. Данная цифра — это тот минимум, без которого прогресс в боевом искусстве невозможен.

Очень важным аспектом в тренировке рук является укрепление (закалка) ударных поверхностей. Передняя часть кулака укрепляется при работе на настенном мешке, другие части кисти руки укрепляются посредством выполнения небольшого комплекса упражнений. В упражнении используется небольшой мешок с песком в виде подушки, который кладется на подставку на уровне солнечного сплетения.

Упражнение 1

Расположитесь в метре от подставки с мешком и начните упражнение с правой руки. Нанесите удар открытой ладонью (рис. 49. 50),


затем внешней частью кисти руки (рис. 51),

основанием ладони (рис. 53),

пальцами (рис. 54),

вторыми фалангами пальцев (рис. 55),

передней частью кулака (рис. 56)

и, наконец, ребром кулака (рис. 57).

Повторите цикл левой рукой. Необходимо выполнять по 5-7 циклов для каждой руки. Обязательно разотрите кисти рук перед упражнением и после него.

Упражнение 2

Расположитесь на расстоянии одного метра от настенного мешка. Подставка с другим мешком должна находиться в 20-30 см. от стенки. Нанесите ребром ладони правой руки удар по мешку на подставке (рис. 58, 59)


и немедленно выполните прямой удар Ноу Мун Чуй по настенному мешку (рис. 60).

Повторите 20 раз. Поменяйте руки и выполните упражнение рекомендуемое число раз.

Удары локтем

Характерный для стиля Вин Чун бой на ближней дистанции предполагает использование локтя как мощнейшего оружия, базовая техника включает в себя 6 ударов во всех возможных направлениях.

Знание и умелое использование данной техники даст бойцу Вин Чун огромное преимущество в ближнем бою.

Техника ударов локтем изучается и отрабатывается в виде комплекса.

Упражнение

Примите фронтальную стойку. Кисти рук сжаты в кулаки и расположены по бокам у груди (рис. 61).

Правой рукой нанесите удар локтем снизу вверх (рис. 62).

Затем нанесите удар локтем сверху вниз (рис. 63).


После выполните удар локтем в сторону (рис. 66).


Развернувшись на 45° влево и, приняв правостороннюю боковую фронтальную стойку, нанесите горизонтальный удар локтем (рис. 67).

Вернитесь в исходное положение, нанося удар локтем назад (рис. 68, 69).

Повторите весь комплекс левой рукой. Необходимо выполнять по 7-10 циклов каждой рукой.

Проиллюстрируем применение ударов локтем.

Удар локтем снизу вверх

Противник атакует вас прямым ударом в грудь (рис. 70).

Вы нейтрализуете атаку блоком Пак Сау левой рукой, быстро подтягиваете к противнику и наносите удар локтем снизу вверх в подбородок (рис. 71).

Удар локтем сверху вниз.

Используется для добивания противника

Диагональный удар локтем

Противник атакует вас прямым ударом (рис. 72).

Вы блокируете руку движением Пак Сау, быстро подшагиваете к противнику и наносите диагональный удар в голову или шею (рис. 73).

Удар локтем в сторону

Противник атакует вас прямым ударом в голову. Вы блокируете руку, выполняя левой рукой движение У Сау, а правой — движение Джан Сау (рис. 74).

Затем левой рукой захватите запястье руки противника, а правой нанесите удар локтем по ребрам (рис. 75).

Горизонтальный удар локтем

Противник атакует вас прямым ударом в голову. Вы блокируете руку движением Пак Сау (рис. 76).

Быстро подшагните к противнику, прижимая его правую руку к телу, и нанесите своей правой рукой горизонтальный удар локтем но ребрам (рис. 77).

Удар локтем назад

Используется при атаке сзади (рис. 78).

Тренировка ударов локтем предусматривает работу на настенном мешке. Также может использоваться и подвесной мешок.

Упражнение

Станьте боком к настенному мешку. Нанесите левой рукой удар локтем в сторону (рис. 79).

Затем развернитесь корпусом на 90° влево и нанесите горизонтальный удар локтем правой руки (рис. 80).

Возвращаясь в исходное положение, нанесите горизонтальный удар локтем левой руки (рис. 81).

Повторите все с самого начала 10 раз. Развернитесь на 180° и выполните упражнение начиная с правой руки.

Возможны различные варианты отработки ударов на мешке. Можно выполнять один удар поочередно правой и левой рукой, либо отрабатывать удары связками, как было описано выше.

Основным оружием в стиле Вин Чун являются руки. Две трети базовой техники приходится именно на них. Техника рук в Вин Чун - это надежная защита и молниеносная, сокрушительная атака.

Удар является той основой, на которой строится любая атака. Без хорошо поставленного, сильного удара выиграть поединок практически невозможно. Поэтому тренировке ударов следует уделить огромное внимание. Многократное нанесение ударов в воздух и по настенному мешку - вот единственный путь к овладению сокрушительным ударом.

В стиле Вин Чун существует около десятка ударов рукой, но центральное место отводится прямому удару вертикальным кулаком Ноу Мун Чуй. Вся прямолинейная ударная техника рук строится на знании этого удара.

Выполнение

Примите фронтальную стойку. Левая рука выставлена вперед, ладонь сжата в кулак. Правая рука располагается ближе к туловищу, ладонь также сжата в кулак (рис. 30).

Начните выполнять прямой удар Ноу Мун Чуй так, чтобы кулак двигался вдоль центральной линии (рис. 33). Левая рука отводится к груди (рис. 31).

В конечной фазе правая рука распрямляется в локте, нанося удар. В этот момент все мышцы руки, за исключением бицепса, должны максимально напрячься (рис. 32).



Основные моменты

Удар наносится основанием мизинца, безымянного и среднего пальцев.

Кулак движется строго по центральной линии.

Локтевой сустав в конечной фазе удара полностью распрямляется.

4. На всей траектории удара рука движется в расслабленном состоянии, и лишь в самом конце мышцы максимально напрягаются. Отработка удара предусматривает несколько стадий.

I. Нанесение ударов в воздух.

Примите фронтальную стойку (рис. 34, 35).



Рис. 34



Рис. 35


Ладони сжимаются в кулаки, после чего левая рука наносит прямой удар Ноу Мун Чуй. Правая рука отводится к груди. Удар сопровождается поворотом тела вправо на 45°. Вы должны принять левостороннюю боковую фронтальную стойку (рис. 36).



Теперь нанесите удар правой рукой, совершая поворот влево на 90° и принимая правостороннюю боковую фронтальную стойку. Левая рука отводится к груди (рис. 37).



Продолжайте наносить удары поочередно правой и левой рукой. Не забывайте о поворотах на месте. Начинать следует с 30–40 ударов за цикл, постепенно доводя это число до 100–150.

При выполнении описанного выше упражнения следите за синхронностью выполняемых движений. Поворот корпуса и удар должны начинаться и заканчиваться одновременно.


Парное упражнение

Оба партнера располагаются в фронтальной стойке на расстоянии немного больше вытянутой руки (рис. 38).



Одновременно разворачиваясь на 45° влево и, принимая правосторонние боковые фронтальные стойки, оба партнера наносят правой рукой удар Ноу Мун Чуй. Во время удара предплечья рук касаются друг друга (рис. 39).



Затем партнеры одновременно разворачиваются вправо на 90° и выполняют удар Ноу Мун Чуй левой рукой (рис. 40, 41).




Продолжайте выполнять упражнение, нанося удары правой и левой рукой.

Следите за правильностью поворотов на месте. За один цикл выполните 30 ударов. Следует сказать, что данное упражнение учит умению использовать удар еще и как блокирующее средство. Вы одновременно нейтрализуете атаку противника и сами атакуете его.


II. Нанесение ударов по настенному мешку.

Данный вид тренировки направлен на развитие силы удара.

В стиле Вин Чун используется трехсекционный настенный мешок (рис. 45).



Каждая секция заполнена песком. Мешок крепится к стене так, чтобы верхний край располагался на уровне подбородка.


Упражнение

Примите фронтальную стойку. Вы должны находиться от мешка на расстоянии неполностью выпрямленной руки. Нанесите прямой удар Ноу Мун Чуй левой рукой (рис. 42).



Затем нанесите удар правой рукой, левая рука отводится к груди (рис. 43).



Снова выполните удар левой рукой (рис. 44).



Продолжайте поочередно наносить удары по мешку. За цикл необходимо совершать 30–50 ударов. Данное упражнение можно выполнять в сочетании с поворотом на месте.

Существует несколько вариантов нанесения ударов по настенному мешку.

1. Медленное, поочередное нанесение ударов.

2. Нанесение ударов сериями:

а) из двух ударов;

б) из трех ударов;

в) из пяти-семи ударов.

3. Одновременное нанесение ударов обеими руками (рис. 46, 47, 48).





Тренируясь с настенным мешком, соблюдайте следующие требования:

1. Не распрямляйте полностью руку в локтевом суставе в конечной фазе удара.

2. Наносите удар как бы вглубь мешка, т. е. концентрируйте всю мощь в нескольких сантиметрах за мешком.

3. После каждого цикла упражнения нанесите 10 ударов в воздух, для того чтобы снять напряжение с суставов руки.

Чтобы добиться существенных результатов, необходимо наносить до 1000 ударов в день по настенному мешку. Разумеется, начинать необходимо с 100–200 ударов в день и довести это количество через полгода до 1000. Данная цифра - это тот минимум, без которого прогресс в боевом искусстве невозможен.

Очень важным аспектом в тренировке рук является укрепление (закалка) ударных поверхностей. Передняя часть кулака укрепляется при работе на настенном мешке, другие части кисти руки укрепляются посредством выполнения небольшого комплекса упражнений. В упражнении используется небольшой мешок с песком в виде подушки, который кладется на подставку на уровне солнечного сплетения.


Упражнение 1

Расположитесь в метре от подставки с мешком и начните упражнение с правой руки. Нанесите удар открытой ладонью (рис. 49. 50),




затем внешней частью кисти руки (рис. 51),




основанием ладони (рис. 53),



пальцами (рис. 54),



вторыми фалангами пальцев (рис. 55),



передней частью кулака (рис. 56)



и, наконец, ребром кулака (рис. 57).



Повторите цикл левой рукой. Необходимо выполнять по 5–7 циклов для каждой руки. Обязательно разотрите кисти рук перед упражнением и после него.


Упражнение 2

Расположитесь на расстоянии одного метра от настенного мешка. Подставка с другим мешком должна находиться в 20–30 см. от стенки. Нанесите ребром ладони правой руки удар по мешку на подставке (рис. 58, 59)




и немедленно выполните прямой удар Ноу Мун Чуй по настенному мешку (рис. 60).



Повторите 20 раз. Поменяйте руки и выполните упражнение рекомендуемое число раз.


Удары локтем

Характерный для стиля Вин Чун бой на ближней дистанции предполагает использование локтя как мощнейшего оружия, базовая техника включает в себя 6 ударов во всех возможных направлениях.

Знание и умелое использование данной техники даст бойцу Вин Чун огромное преимущество в ближнем бою.

Техника ударов локтем изучается и отрабатывается в виде комплекса.


Упражнение

Примите фронтальную стойку. Кисти рук сжаты в кулаки и расположены по бокам у груди (рис. 61).

Правой рукой нанесите удар локтем снизу вверх (рис. 62).

Затем нанесите удар локтем сверху вниз (рис. 63).




После выполните удар локтем в сторону (рис. 66).




Развернувшись на 45° влево и, приняв правостороннюю боковую фронтальную стойку, нанесите горизонтальный удар локтем (рис. 67).



Вернитесь в исходное положение, нанося удар локтем назад (рис. 68, 69).



Повторите весь комплекс левой рукой. Необходимо выполнять по 7-10 циклов каждой рукой.

Проиллюстрируем применение ударов локтем.


Удар локтем снизу вверх

Противник атакует вас прямым ударом в грудь (рис. 70).



Вы нейтрализуете атаку блоком Пак Сау левой рукой, быстро подтягиваете к противнику и наносите удар локтем снизу вверх в подбородок (рис. 71).



Удар локтем сверху вниз.

Используется для добивания противника


Диагональный удар локтем

Противник атакует вас прямым ударом (рис. 72).



Вы блокируете руку движением Пак Сау, быстро подшагиваете к противнику и наносите диагональный удар в голову или шею (рис. 73).



Удар локтем в сторону

Противник атакует вас прямым ударом в голову. Вы блокируете руку, выполняя левой рукой движение У Сау, а правой - движение Джан Сау (рис. 74).



Затем левой рукой захватите запястье руки противника, а правой нанесите удар локтем по ребрам (рис. 75).



Горизонтальный удар локтем

Противник атакует вас прямым ударом в голову. Вы блокируете руку движением Пак Сау (рис. 76).



Быстро подшагните к противнику, прижимая его правую руку к телу, и нанесите своей правой рукой горизонтальный удар локтем но ребрам (рис. 77).



Удар локтем назад

Используется при атаке сзади (рис. 78).



Тренировка ударов локтем предусматривает работу на настенном мешке. Также может использоваться и подвесной мешок.


Упражнение

Станьте боком к настенному мешку. Нанесите левой рукой удар локтем в сторону (рис. 79).



Затем развернитесь корпусом на 90° влево и нанесите горизонтальный удар локтем правой руки (рис. 80).



Возвращаясь в исходное положение, нанесите горизонтальный удар локтем левой руки (рис. 81).



Повторите все с самого начала 10 раз. Развернитесь на 180° и выполните упражнение начиная с правой руки.

Возможны различные варианты отработки ударов на мешке. Можно выполнять один удар поочередно правой и левой рукой, либо отрабатывать удары связками, как было описано выше.


Блоки и техника защиты

Защитная техника в Вин Чун очень разнообразна. Существует около двух десятков технических действий, которые используются для нейтрализации атак противника. Жестких блоков, распространенных в большинстве школ Кунг-фу, в Вин Чун не применяется.

Как правило, используются отводящие, сбивающие движения руками. Считается, что легче отвести атаку в сторону, чем противостоять ей. Здесь используется принцип мягкостью одолеть грубую силу.

Техника блоков отрабатывается различными способами. Одним из таких способов является выполнение комплекса, в котором в логической последовательности представлены защитные движения. В данном комплексе отрабатывается 5 блоков, наиболее часто используемые в стиле Вин Чун.


Описание комплекса

Примите фронтальную стойку. Руки в основной защитной позиции (рис. 82).

Развернитесь влево на 45°, принимая правостороннюю боковую фронтальную стойку. Одновременно с поворотом выполните правой рукой блок Бон Сау на нижнем уровне. Левая рука отводится к груди в позицию У Сау (рис. 83).




Вернитесь в исходное положение (фронтальная стойка) и выполните правой рукой движение Тан Сау. Левая рука по-прежнему располагается в позиции У Сау у груди (рис. 84).

Совершите поворот на 45° вправо, принимая левостороннюю боковую фронтальную стойку. Одновременно с поворотом, правой рукой выполните блок Ган Сау (рис. 85).




Далее развернитесь корпусом на 90° влево, принимая правостороннюю боковую фронтальную стойку. При этом правой рукой выполните защитное движение Джан Сау (рис. 86) и, наконец, вернитесь в фронтальную стойку, выполняя правой рукой блок У Сау вперед (рис. 87).



Руки принимают основную защитную позицию (рис. 88). Повторите весь комплекс, выполняя защитные действия левой рукой.



Выполните по 10 раз для обеих рук.

Комплекс защитных техник можно выполнять в паре с партнером.


Упражнение

Партнеры располагаются в фронтальной стойке на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Разворачиваясь влево, партнеры одновременно выполняют нижний Бон Сау правой рукой, ударяя запястьями друг о друга (рис. 89).



Затем, приняв фронтальные стойки, партнеры выполняют блок Тан Сау (рис. 90).




Джан Сау (рис. 92)



и, наконец, У Сау (рис. 93).



Работа с партнером помимо наработки техники защиты, укрепит ваши запястья и предплечья. В случае отсутствия партнера комплекс можно отрабатывать, используя деревянный манекен.

Для отработки техники склеенных рук (липких рук) в Вин Чун используется специальное приспособление (рис. 94 (а), 94 (б), 95).





Данный тренажер представляет собой прямой стержень диаметром 3 сантиметра, прикрепляемый к горизонтальной перекладине, либо к потолку посредством жгута. К одному концу стержня прикреплен груз весом в 3–5 кг.


Упражнение

Примите фронтальную стойку. Правая рука в позиции Фук Сау удерживает свободный конец стержня (рис. 96).



Выполните движение Джан Сау вниз (рис. 97),



после чего моментально нанесите удар Ноу Мун Чуй вперед (рис. 98)



и как можно быстрее верните правую руку в позицию Фук Сау (рис. 99).



Продолжайте выполнять упражнение.

Сделав 20 повторов, поменяйте руки и выполните упражнение левой рукой указанное количество раз.

Во время выполнения упражнения постоянно контролируйте стержень. Не допускайте отрыва от стержня запястья.

Доброго времени суток, Бойцы! Дюймовые удары представляют собой атакующие воздействие кулаком либо ладонью с очень небольшого расстояния. Это когда вы кончиками пальцев слегка касаетесь тела оппонента, а совершаете короткий удар: некое движение вперёд без какого-бы то ни было размаха.

Существует несколько способов поведения кисти в дюймовых ударах: через разрыв контакта с телом противника и способом «посадка». Первый вариант самый известный и в такой манере работал Брюс Ли, что легко видать из видеозаписей. Слегка касаясь кончиками пальцев груди противника, он затем сжимал ладонь в кулак и вкручивал таз вместе с корпусом, одной частью тела разгоняя другую по принципу «волны».


Дополнительно, он также слегка «подрабатывал» кистью рабочей руки к верхней стороне предплечья, что также усиливало удар. В результате чего в удар вкладывались дополнительная сила всех возможных мышц и сухожилий, через тело в руку сбрасывалась своего рода волна, что и отбрасывала статиста на несколько метров.

Существует и немного другой способ «работы», когда место удара несколько отличается от предварительного места контакта кончиков пальцев с телом противника по той причине, что контакт не разрывается.

«Дюймовые» удары » очень хороши в ситуациях последних мгновений перед началом боя, когда вы уже чётко чувствуете, что драка неизбежна. Очень эффективно проводить такие воздействия, маскируя их под испуг по типу: тянете к противнику руки со словами: «Э-э-э-эй, ты чего мужик?», и как только прикоснулись к нему, мощным движением обеих рук, отбрасывайте его от себя. Ну и просто отлично, если позади него будет к примеру, лужа:)

Существование в вин-чун таких оригинальных воздействий обусловлена в основном тем, что техника и тактика ведения поединка выстроена так, что каждая последующая атака вытекает из предыдущей, то есть, не через возврат в стойку, как в боксе или ещё где. В связи с этим, расстояние до противника постоянно сокращается от действия к действию, в результате чего и был сделан вывод о необходимости наличия нестандартных воздействий, что и привело к разработке таких специфических ударов, интерес к которым существует даже в наше время. Отсюда, кстати, и ответ, почему в вин-чун присутствуют удары локтями и коленями, правда, они не «дюймовые»:)

Такой удар, в силу своей очень короткой траектории, привыкли называть «дюймовым », но если уж быть точным, то не совсем, так как по сути, дюйм, как известно, равен примерно трём сантиметрам, тут же длина удара равняется где-то сантиметров 10-12, что тоже неплохо, и при удилении должного внимания принесёт такие же хорошие результаты. Да и есть мнение, что с опытом, это расстояние существенно уменьшится.

Кстати, в бою противник очень часто навязывает ближнюю схватку через захваты за руки в манере борцов, что практически аналогично «липким рукам»: остаётся только сверх тщательно проработать те ключевые моменты, которые ответственны за освобождение от захватов и выход на «финишную прямую» к проведению своей атаки.

Каждый знает о существовании в вин-чун упражнения по развитию чувствительности рук «чи-сао». Вот через его практику и следует вычислять то, как можно освободиться от захватов и проводить такие атаки. Только-только «вскрыли центральную» линию обороны или «заперли» руки противника, или каким-то способом оказались сбоку от него, проводим такой короткий удар, от которого физически невозможно защитится и «дело в шляпе»!

Существуют два самых распространённых способа усиления ударов – со вложением веса и работой ног, а также, некий гибрид из этих способов. Это амплитудная работа. В «дюймовом» же ударе используется принципиально иной способ «выдачи усилия», который основывается на умении работать скоординированно, подключая поочерёдно мышцы к работе, но не «встык», поскольку эффект будет небольшим, а «в нахлёст», максимально увеличивая их КПД. Разумеется, также необходима и сама сухожильно-мышечная прочность.

Дюймовый удар немыслим без качественной скоординированной работы мышц тела о чём, кстати, говорится в книге «Искусство пресечения боя». По словам Сенчукова, дюймовые удары есть просто очередной этап к искусству энергетических ударов и тут я поддерживаю это мнение. В течении огромного количества времени, повышая скоординированую работу мышц, человек постепенно уменьшает видимую работу, начиная прогонять эту волну вдоль тела без внешне видимой работы суставов и мышц, переходя на уровень внутренних ощущений. Но путь «от простого к сложному» ещё никто перепрыгнуть не смог, о чём, кстати, очень многие забывают, когда стараются сразу же освоить сложные практики, как в случае, например, когда сначала просто необходимо несколько лет потратить на изучение самой техники боя, чтобы научиться чувствовать движения тела противника.

Интересные дела. Практически все осознают, что чтобы стать профессионалом необходимо очень много поработать и вспотеть не один раз и, к примеру, человек и не помышляет, что приобретя тот же видеокурс «Учимся играть на синтезаторе», он станет профи за месяц, другой. А вот в искусстве боя почему-то всё наоборот: никто не хочет напрягаться, но все хотят быстрых результатов. Парадокс? Он самый. Хотя пользы от тренировок по рукопашке в разы больше, поскольку правильно выстроенные занятия отлично прорабатывают всё тело и способствуют активному долголетию.

Существуют качественные различия между усилием, порождаемым мышцами, и усилием, генерируемым сухожилиями. Огромная роль при такого рода ударах принадлежит сухожилиям. Вспомним того же Брюса Ли, который упёршись в какую-нибудь поверхность, имитировал сброс силы по полчаса кряду без перерывов! Кроме укрепления связок, нарабатывается и понимание того, какие мышцы необходимо расслаблять, поскольку они не участвуют в общем движении, а какие вкладывать, поскольку чувствуется, что сброс усилия в поверхность, становится сильнее. Также формируется умение правильно и оптимальным образом выстраивать структуру тела: так называемую «струну сброса»: очень хорошо начинает пониматься то, как вкладывать в струну мышцы, для усиления и разгона движения.

Так что, я считаю, что такие статические упражнения очень важны и они являются основными для постановки таких ударов. К тому же, их можно с успехом можно тренировать и одному. Также, хорошо бы ещё конечно иметь такой тренажер, такую опору, чтобы она чуть-чуть поддавалась под натиском (буквально на пару, тройку сантиметров, не более) в целях снижения компрессионного эффекта в суставах (третий закон Ньютона: действие равно противодействию, по другому, всегда имеет место отдача в тело). Также, меньше будет страдать и ударная форма, особенно, если она ещё не закалена.

В качестве такой опоры можно использовать ствол не очень толстого дерева, а также тяжелый мешок, только реально, очень тяжёлый. Только бить в него не с размаху, а как-бы отталкивая, прокачивая траекторию сброса и обращая внимание на то, как выстраивается структура тела и как сила сбрасывается в мешок. Хорошо бы наличие и тренажера, который показан на видео в (демонстрирует Джеки Чан): надо полагать, когда наработается такая мощь, когда вы сможете отбрасывать от себя вес в сто, сто пятьдесят кг, это очень будет неплохой результат: противник весит меньше и его просто снесёт от такого воздействия при условии, что вы больше толкаете, чем бьёте: в противном случае, поломанные рёбра тому гарантированы.

Кстати, один момент. Если вы внимательно просмотрите ролики, на которых демонстрируется такой удар, вы заметите, что боец сначала тщательно «устаканивается»: встает в позу, примеряется несколько раз, вдохи-выдохи и прочее. То есть, он привык бить именно с этой позиции и под таким углом и никак иначе. Поставь его по другому, и сила удара тут же рухнет куда-то вниз. Я считаю, что такая отработка техники совершенно недопустима. С самого начала необходимо разнообразие, хоть несколькими миллиметрами, но разница от предыдущей стойки, углов приложения усилия и прочего должна быть иной. Необходимо добиться, чтобы никакая предварительная настройка на удар совершенно бы не требовалась. Разумеется, что такой подход «в разы» увеличивает время освоения и отшвыривать противника на несколько метров вы в ближайшее время не сможете, но это не значит, что вреда противнику от ударов не будет.
Для того, чтобы проверить качество наработки «дюймового удара», было разработано несколько интересных тестов, типа:

Сбить лист с дерева ударом, нанесённым с трёх сантиметров.

Суметь расколоть, без замаха, кирпич, свободно стоящий на столе.

Проделать дырку в подвешенном листе бумаги.

С расстояния в один дюйм бить ногой по гире так, как будто это футбольный мяч. Это весьма интересное упражнение, исходя из которого, можно сделать вывод либо о существовании раньше отработки «дюймовых ударов» ногами, либо это и есть методика отработки, либо этот тест есть полный бред, неизвестно кем и с какой целью разработанный. Вот если не бить ногой по гире, а просто в среднем темпе отталкивать её, тогда можно поставить траекторию сброса ногой, что уже хорошо.

Разумеется, что было разработано и достаточное количество трюков, целью которых было «запудрить мозги» и «пустить пыль в глаза»: типа «Брюс Ли отдыхает»: я круче, да и народу больше в зал приходит:) Например, часто сначала поставят ассистента фронтально без всякой возможности тому стоять устойчиво: тот от толчка мизинцем падает, не говоря уж о более сильном воздействии!

Другим способом «доказать» крутизну своего удара, обычно является раскалывание жестко закрепленной вертикально стоящей доски либо кирпича. И хоть в данном случае многие начинают кричать, что «доска сдачи не даёт», лично я считаю, что проверка умения выстраивать структуру своего тела и резко сбрасывать импульс через ударную зону,не помешает.

Как и при наработке любой другой техники, возможны ошибки. Главными ошибками в данном случае является излишнее напряжение в мышцах тела, в частности, «зажимание» мышц спины и поясницы, а также дельтовидных, в результате чего сброс силы не является мощным и удар подсознательно начинают усиливать мышцами. Также, наблюдается перекашивание тела из-за сильном переносе веса тела с ноги на ногу, да и рука, проводящий удар, частенько полностью вытягивается, что недопустимо по многим причинам (об этом подробно тут ). Но, в любом случае, практика необходима и она «рулит», как говорится.

Совершенно необходим также и общефизический тренинг, который тренирует мышцы тела вообще и во многом предотвращает эффект порванных мышц и сухожилий тем, что подготавливает их к нагрузкам вообще. Также, укрепляются сами ударный формы, что тоже необходимо. А потому, лично у меня такая мысля, что если человек не хочет погружаться в дебри профессиональной рукопашки и боевого искусства, то та самая микросистема боя, которую он ищет, как оптимальный вариант между «максимум результатов при минимуме техники», является как раз система боя «Вин-чун». Если же человек дополнительно будет учитывать тот принцип, который изложен в , то и вообще… уникальная система получается!

Можно погрузиться в дебри описания, но лучше будет изложить несколько ключевых моментов, которые здорово помогут понять принцип «дюймовых ударов » и заложить основу для их нормального освоения.

Для того, чтобы наиболее эффективным образом проводить «удары с короткого расстояния», необходимо внимательно прочитать вот основы, в частности, иметь понятие о контакт-контроле, а также о прилипании, но это больше в общеобразовательных целях, скажем так, хотя навык «прилипания» способствует пониманию того, как правильно выстраивать структуру тела для того, чтобы ваши удары всегда были сильными.

Основным упражнением по наработке «дюймовых ударов», является статическая и полустатическая проработка тела, о чём уже говорилось выше. Многими оно воспринимается, как неприятное, но это всё от того, что мышцы не привыкли к такому нестандартному режимы работы. Совершенно необходимо сначала научится, через медленное сопротивление или же преодолевая какой-то вес, подключать мышцы тела, начиная с пальцев ног и далее, через всё тело. Такие тренировки — это достаточно долгое дело, но в этом и «зарыта собака» волнового импульса. Самое главное в этом мероприятии - не спешить, иначе можно не только прошляпить некоторые мышцы, которые можно было бы вложить в удар, но и сама волна таковой не будет по причине отсутствия в её траектории тех микродвижений, которые и делают эту траекторию «гладкой» для прохождения импульса.

Надеюсь, что не слишком заумно:)

Другой немаловажный момент - тренировка сброса силы под любым углом. Несмотря на более долгую и тщательную тренировку, воспитывает умение вкладываться в цель с любой стороны и практически под любым углом. Тренируется это дело с деревом либо закреплённым столбом. Кстати, удары тазом и плечами есть те же «дюймовые» удары, только сброс силы происходит не через конечность, а через тело.

Совершенно необязательно приобретать дорогие тренажеры для тренировок, хотя бытует мнение, что невозможно добиться хороших результатов без профессионального оборудования. Это далеко не так, просто многим требуется внешняя атрибутика, чтобы за версту было видать, что «…парень серьёзный:)» Боксерский мешок, столб или дерево, а также тренажер вида «вес на брусьях», который необходимо сместить: вот и всё спецоборудование для тренировок! Кстати, если выбирать между тренировок со столбом или со стволом дерева, следует выбрать второе. Тренировки с деревьями на природе вообще очень сильно отличаются от тренировок в помещении и в этом ключ к тем возможностям, которые не наработаешь в зале.

Встав поближе к столбу и упершись в него рукой, нужно попытаться сдвинуть его. Наблюдаем за работающими мышцами, выключаем из работы ненужные. Меняем точку сброса, варианты упора. Силу можно сбрасывать и через другие зоны тела, главное, чтобы зона, через которую идет сброс, была прикрыта мышцами. Резких движений лучше избегать – иначе многих важных моментов можно не заметить! Работа должна приносить кайф, ощущения в мышцах на уровне приятного и чуть – чуть болезненны, но не больше!

Имитируя на жёстко закреплённом столбе различные варианты траекторий сброса, различными сочетаниями конечностей и из различных положений, можно наработать именно рабочую силу, которая необходима для осуществелия дюймовых ударов, причем многие из них потом будут восприниматься как невозможные и противоречащие всем законам физики. Кроме того, подобная работа вырабатывает навык скоординированной работы мышц, что просто необходимо для усиления действий и проведения некоторых вариантов бросков, хоть речь сейчас не о них.

Для более комплексной проработки необходимо сочетать сброс силы и борьбу со стволом, так как при таком подходе сила и устойчивость развиваются гораздо лучше, как и осознанное понимание того, что делаешь. Любые элементы борьбы, которые только можно придумать: сдавливания, скручивание, выдирание его из земли, попытки согнуть в различные стороны, тряска в целом. Столб или дерево – это прочный объект и сила, развиваемая здесь, статического характера, а потому, для развития качеств динамики, можно дополнительно тренироваться с деревом молодым, который есть возможность немного сдвинуть, согнуть. Тогда, оно будет расти и крепнуть вместе уровнем мастерства занимающегося, в некотором роде, постоянно повышая требования к человеку.

Следует помнить, что параллельно с отработкой дюймовых ударов идёт и укрепление тех частей тела, через которые сбрасывается сила, а потому, надо форсировать. Набивка должна быть приятна. Если появилась боль, нужно массажем её снять.

Подобные физические упражнения, учат «думать телом», ведь ситуации каждый раз другие.

Фактически, тренируясь таким образом, мы, несмотря на более долгие сроки, получаем более обширный навык, чем тренировка стандартных «дюймовых» ударов, которые теперь будут являются всего лишь составной частью этого навыка. То есть, вы наработаете уникальное умение мощного неамплитудного сбрасывания силы через практически любую часть тела: противник будет отлетать от вас раз за разом несмотря на то, что вы внешне вроде бы и не двигаетесь. Это во-первых. Во-вторых, эти два навыка - сброса и прилипания дадут третий, результатирующий: навык нанесения мощных ударов с учётом всех перемещений противника: ваше тело будет выстраиваться автоматически, сводя «на нет» все попытки противника защитится уклонами или уходами туловищем. В-четвёртых, такая кропотливая физическая работа потихоньку перекинет мостик к энергопратикам, основой которой будет воспитанная память на мышечные ощущения, т.е, мысленно воспроизводя мышечные ощущения от прогоняемой волны, можно добиться тех же ощущений, но не совершая физической работы, а например, лёжа в кровати, а как мы помним, основой всех техник цигун является умение воспроизводить и работать с ощущениями.

Использованию ног в стиле Вин Чунь уделяется достаточно большое внимание. Помимо того, что нижние конечности применяются для передвижения, они являются мощным инструментом для проведения атакующих и защитных приемов.

Техника ног в Вин Чунь очень разнообразна и весьма эффективна в реальном поединке. Она, в первую очередь, направлена на ведение поединка на ближней дистанции. Удары ногами часто называют «незаметными», так как противник, чье внимание полностью сосредоточенно на руках, попросту не успевает увидеть и нейтрализовать быстрые удары ногами. Как правило, удары наносятся не выше уровня живота и ориентированы на пораженные голени, коленных суставов и паха.

Помимо ударов, арсенал атакующих техник включает в себя различные варианты подсечек, подножек и подбивов.

На втором этапе обучения изучаются два удара ногой: прямой и боковой удары стопой.


1. Прямой удар стопой (рис. 59,60)


Один из основных и наиболее часто применяемых ударов в стиле Вин Чунь. Очень мощный удар, используемый, в основном, для поражения голени, колена н нижней части туловища (живот, пах). Ударной поверхностью является пятка со стороны подошвы или подъем стопы.

Выполнение

Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.61).



Перенесите вес тела на впереди стоящую правую ногу и подшагните к ней левой ногой (рис.62).



Теперь перенесите вес тела полностью на левую ногу, а правую ногу, согнув в коленном суставе, поднимите вверх (рис.63).



Не останавливаясь, нанесите удар, распрямляя ногу горизонтально вперед (рис.64).



В данном случае удар наносится пяткой. Если удар наносится подъемом стопы (рис.65), то бедро не стоит поднимать слишком высоко, как в предыдущем случае. Достаточно, чтобы оно располагалось горизонтально. Удар осуществляется за счет быстрого распрямления ноги в коленном суставе и движения голени снизу вверх. В первом же случае стопа движется вперед в горизонтальной плоскости и удар больше напоминает толчок.



Мы рассмотрели удар в передистоящей ногой. Теперь проанализируем удар сзадистоящей ногой.

Примите правостороннюю стойку (см. рис.61). Сделайте шаг правой ногой вперед, имитируя сближение с противником (рис.66).



Теперь перенесите вес тела на правую ногу и поднимите согнутую в колене левую ногу вверх. При этом руки изменяют положение на противоположное, т.е. правая отводится наэад к груди, а левая - вытягивается вперед (рис.67).



Выпрямите ногу в коленном суставе и нанесите прямой удар вперед (рис.68).



Важные замечания


В реальном поединке прямой удар ногой используется одновременно с защитными или атакующими действиями руками (рис.69,70, 71).





Стоит упомянуть о разновидности прямого удара, который используется как стопорящий удар для нейтрализации атаки ногой на нижнем уровне.

В данном случае стопа разворачивается пальцами в сторону.

Удар приходится в голень или коленный сустав (рис.72).



2. Боковой удар стопой (рис.73,74)




Достаточно эффективный удар, используемый для поражения ног (коленный сустав) и нижней части туловища. Боковой удар стопой является более сложным по выполнению, чем прямой удар стопой, поэтому применяется реже. В основном его используют как останавливающий удар, для разрушения атаки противника и перехода в контратаку.

Выполнение

Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.75).



Перенесите вес тела на правую ногу и подтяните к ней левую (рис.76).



Перенесите вес тела на левую ногу, а правую - поднимите вверх, согнув в колене (рис.77).



Разворачивая левую стопу влево и поворачиваясь туловищем налево, нанесите боковой удар, распрямляя ногу в коленном суставе. При этом правую руку опустите вниз, а левую - поднимите вверх (рис.78).



В зависимости от высоты удара используется разная ударная поверхность. При высоком ударе в область живота используется почти вся площадь подошвы стопы. В случае низкого удара (голень, колено) ударной поверхностью является внешняя реберная часть стопы ближе к пятке.

Боковой удар стопой, так же как и прямой удар может наноситься впсредистоящей и сэадистоящей ногой.

Важные замечания

- Во время нанесения удара опорная нога должна быть немного согнута в коленном суставе.

- Стопа опорной ноги должна полностью соприкасаться с землей.

- Старайтесь не отклонять корпус сильно от вертикальной линии, чтобы не потерять равновесие.

- В конечной фазе удара все мышцы ноги должны быть напряжены.


Обычно боковой удар стопой используется одновременно с какой-либо защитной техникой рук (рис.79.80).




Тренировка ударов ногой включает в себя несколько этапов. На первом этапе основное внимание уделяется изучению и освоению правильной траектории движения составляющей удар.

В начале удары наносятся в воздух со средней скоростью. Далее, по мере освоения правильной траектории движения, скорость увеличивается и доводится до максимальной. В последствии, рекомендуется использовать отягощения весом 2-3 кг, прикрепляемые к щиколотке или резиновые амортизаторы, концы которых крепятся на стене, с целью увеличения силы улара.

Очень эффективным является следующее упражнение. Приняв переднюю боевую стойку, начните выполнять удар ногой, как было описано ранее, но при этом распрямляйте ногу в колене и наносите удар медленно с полным напряжением мышцы бедра и голени. При этом, делайте продолжительный выдох. Выполните по 10 раз каждой ногой. Это упражнение вначале делается без дополнительных отягощений, а спустя некоторое время с их использованием.

На втором этапе в тренировку вводится упражнение на настенном мешке (рис.81), которое развивает помимо силы удара, способность вкладывать в удар всю энергию в кратчайший промежуток времени. В результате каждый удар приобретает особую мощь и несет в себе огромную разрушительную силу.



Упражнение

Приняв правостороннюю боевую переднюю позицию, поднимите правую ногу согнутую в колене вверх (рис.82), а затем быстро распрямите ее, нанося прямой удар в мешок (рис.83).




Опустите ногу на землю и повторите упражнение 10 раз. Затем выполните удар левой ногой. После небольшого перерыва примите левостороннюю стойку и выполните упражнение снова, нанося по 10 ударов обеими ногами поочередно.

Аналогичное упражнение выполняется и для отработки бокового удара стопой. Целесообразно объединять два упражнения. В этом случае после нанесения прямого удара, нога не опускается на землю, а сгибается в коленном суставе (рис.84), и затем снова распрямляется вперед, нанося уже боковой удар стопой (рис.85).




То есть два удара следуют один за другим без остановки. Тоже выполняется и другой ногой.

Отрабатывая удары на настенном мешке, необходимо соблюдать следующие требования:

- Нанося удар, не распрямляйте ногу полностью в коленном суставе.

- Сохраняйте вертикальное или близкое к нему положение туловища.

- Старайтесь выполнять удар, а не толчок.

На третьем этапе вводится упражнения с использованием трех деревянных столбов. Это упражнение, помимо силы удара, развивает координацию движения и способность применять удары ногой в реальном поединке в окружении нескольких противников.

Для выполнения упражнения надо вкопать в землю три столба высотой 1 м на расстоянии двух метров друг от друга. Столбы должны образовывать равносторонний треугольник, в вершинах которого они располагаются.

Основная задача, которая ставится в упражнении, заключается в нанесении наибольшего числа ударов стопой по всем столбам поочередно правой и левой ногой. Один из вариантов упражнения мы и рассмотрим сейчас. Из правосторонней боевой передней позиции сделайте шаг правой ногой вперед, подшагивая к правой ноге. Быстро нанесите прямой удар правой стопой по впередистоящему столбу (рис.86).



Затем, моментально, не опуская правую ногу на землю, нанесите боковой удар угон ногой по столбу расположенному справа (рис.87).



Теперь, опустите правую ногу на землю, перенесите на нее вес тела и мгновенно нанесите боковой удар левой стопой по столбу, расположенному слева от вас (рис.88).



Повторите комбинацию несколько раз. Затем выполните упражнение, начиная из левосторонней боевой передней позиции нанося прямой удар левой ногой. Вы можете сами придумать другие комбинации и отрабатывать их, используя данный тренажер.

Выполняя данное упражнение, не следует прилагать чрезмерных усилий, особенно на начальном этапе. Берегите суставы.

Сила удара должна быть дозированной и не причинять болевых ощущений во время тренировки и по ее окончании. Это не означает, что удары должны наноситься очень слабо. Нет, во всем необходимо соблюдать разумность и целесообразность.

Потому рекомендуется использовать 50-70% от максимальной силы удара. Главное в упражнении научится быстро наносить удары в разных направлениях и выработать умение координировать движения ног при передвижении и нанесении ударов.