Главная · Любовь · Идеалы женской фигуры в разные времена. Как менялся идеал женской красоты в разные эпохи. XX век представляет

Идеалы женской фигуры в разные времена. Как менялся идеал женской красоты в разные эпохи. XX век представляет

Красота - одна из самых субъективных и переменчивых категорий. То, что всего несколько лет назад было эталоном женской привлекательности, сегодня уже не просто не является таковым, но даже может показаться вызывающим и неуместным. Как менялись представления о красоте в разные эпохи? И что станет эталоном в ближайшем будущем? Попробуем разобраться.

Древний Египет (XIII-XI вв. до н. э.)

Настоящими красавицами в Древнем Египте считались девушки с длинными и прямыми тёмными волосами, обрамляющими лицо. Об этом свидетельствуют и многочисленные изображения египтян, которые дошли до наших дней. Тогда же, кстати, появилось и первое подобие косметики: египтянки первыми научились наносить чёрную краску вокруг глаз, чтобы придать взгляду выразительность.

Что считалось эталоном?

  • Стройная фигура
  • Высокая талия
  • Узкие плечи

Древняя Греция (V-III вв. до н. э.)

Древняя Греция во главу угла ставила всё мужское, и даже женская красота не сталаисключением. Идеальным считалось мужское тело, и поэтому женщины в Древней Греции очень часто стыдились своих форм, а к своему телу относились как к «неудачной копии мужчины». С изменением мышления изменились и эталоны красоты.

Что считалось эталоном?

  • Пышные формы
  • Склонность к полноте
  • Светлый тон кожи

Эпоха Возрождения (II в. н. э.)

В этот период женщины считались воплощением добродетели и часто были отделены от мужчин, как в обществе, так и дома. Поведение и внешний вид женщины отражал статус её мужа. Именно поэтому на первый план в Эпоху Возрождения выходят те черты внешности, которые подчёркивают женственность и утонченность.

Что считалось эталоном?

  • Бледная кожа
  • Пышные бедра и грудь
  • Светлые волосы
  • Высокий лоб

Викторианская эпоха (XIX в.)

В викторианском обществе смена идеалов красоты была тесно связана с изменением ценностей, которые пропагандировались тогда в обществе: хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели воплощала собой королева Виктория, в честь которой и получила название эта эпоха. Тогда в моду вошли корсеты, которые делали талию тонкой, а фигуру женщины - похожей на песочные часы.

Что считалось эталоном?

  • Фигура «песочные часы»

Равноправие двадцатых (1920-е гг.)

В этот период женщины в США, получив право голоса, почувствовали равноправие и свободу. В моду вошла внешность, которая сочетает в себе и мужские, и женские черты - так называемая андрогинность: дамы стремились визуально сделать талию ниже и предпочитали бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.

Что считалось эталоном?

  • Мальчишеская фигура
  • Отсутствие пышных форм
  • Маленькая грудь
  • Стрижка «боб»

Золотой век Голливуда (1930-1950 гг.)

В это время в Голливуде был принят этический кодекс, который накладывал ограничения на роли в кино для женщин. Женственность и пышность форм снова вошла в моду: ярчайший пример воплощения женской красоты той эпохи - известная актриса Мерилин Монро.

Что считалось эталоном?

  • Пышные формы
  • Фигура «песочные часы»
  • Тонкая талия

Шестидесятые (1960-е)

За последующие 10 лет стандарты красоты вновь успели перевернуться кардинально. В 60-е годы в обществе зародились феминистические настроения, а в моду вошли мини-юбки и А-силуэты в одежде. Пышные женственные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости.

Что считалось эталоном?

  • Гибкое и стройное тело
  • Длинные и худые ноги
  • Маленькая грудь

Эпоха супермоделей (1980-е)

Модным увлечением многих женщин в 1980-е годы была аэробика. Девушки начали заниматься спортом, чтобы быть в хорошей форме. Вместе с их взглядами менялся и типаж внешности, считавшейся идеальной - все девушки стремились быть похожими на супермоделей. Одним из эталонов красоты того времени стала Синди Кроуфорд: высокая, стройная, спортивная, и при этом полногрудая.

Идеал красоты, икона стиля, эталон женской красоты - как часто такие слова, произнесенные с экрана телевизора или прочитанные в женском журнале, портят настроение. Разглядывая свое отражение в зеркале, многие женщины с ужасом замечают, что не соответствуют тому образу, что является эталонным на сегодняшний день.

Тут и начинаются: бессонные ночи, слезы в подушку, безумное желание похудеть или сделать пластическую операцию. А может быть, стоит призадуматься, как часто изменялась мода, как менялись стандарты женской красоты в разное время?

Древние эпохи, стандарты красоты

Итак, начнем с Древнего Египта. Женщины Египта очень следили за своей внешностью, ей уделялось огромное внимание. Идеал красоты - томный взгляд зеленых очей, вот что особенно ценилось среди египетских мужчин.

В своем большинстве, египтянки были кареглазыми, чтобы соблюсти навязанные каноны, им приходилось подвергать свое здоровье мучительной процедуре. Дамы закапывали глаза вредными веществами, чтобы изменить цвет и создать эффект поволоки.

Женщины Древнего Китая считали, что эталон красоты - крохотные ножки. И снова страдания и мучения. Несчастные китаянки с раннего детства вынуждены были ходить с плотно забинтованными ступнями, до тех пор, пока те не превращались в крохотные, деформированные копытца.

Девушка, раскрашенная, словно кукла, с волосами, уложенными в сложную прическу, еле передвигающаяся на крохотных ножках - вот идеал женской красоты, воспетый китайскими поэтами.

Эпохи античности, стандарты женской красоты

Античные времена принесли дамам некоторую передышку. Женщины Древней Греции, запечатленные скульпторами того времени, обладали приятной внешностью и фигурой, мало напоминающей современный эталон красоты. Небольшая грудь, полные бедра и достаточно широкая талия, так выглядела идеальная дама того времени.

В Древнем Риме эталоном женственности считались белокурые волосы и бледная кожа лица. Чтобы достичь совершенства, римским модницам приходилось осветлять темные от природы волосы при помощи извести и древесной золы. Аристократическая бледность достигалась разными способами, не слишком полезными для кожи лица.

Средневековье, каноны того времени

В Средние века красивые женщины могли быть обвинены в колдовстве и сожжены на костре, как ведьмы. В средневековье, во времена разгула инквизиции, идеал красоты - бледное, изможденное существо, мало напоминающее женщину. Женщины того времени не имели права выставлять на всеобщее обозрение тело и волосы. Бесформенная , головные уборы, отсутствие украшений и косметики, так выглядели красавицы в средневековье.

Во времена эпохи Возрождения снова меняются идеалы женской красоты. В эти времена в моду входят дамы, имеющие длинную шею. И снова женщины вынуждены соответствовать. Несчастные модницы той эпохи шли на разные хитрости: подбривали волосы на затылке, выбривали лоб и брови, добиваясь того, чтобы лицо выглядело в форме овала.

Время эпохи Ренессанса снова изменило эталоны красоты. Роскошные формы, огромные бюсты, буйство плоти, именно такие дамы считались эталоном женственности.

Идеал красоты эпохи Рококо - дама, больше напоминающая причудливую игрушку. Сложные конструкции из волос, соломы, фруктов, проволоки и украшений на голове, тугой корсет, уродующий фигуру, белое лицо с нарисованными бровями и приклеенными мушками. Именно такие женщины казались красавицами кавалерам того периода.

Лишь приближение двадцатого века вернуло дамам естественность. Нормальные женские фигуры, пышная грудь и свежий цвет лица снова вошли в моду.

Современные стандарты

Последнюю сотню лет время словно пустилось вскачь. Разные моды, эталоны и идеалы меняются с завидной регулярностью. Современные женщины с трудом успевают соответствовать признанным кумирам.

Сороковые годы прошлого века возвели на пьедестал неподражаемую Мэрилин Монро. Все девушки того времени мечтали о белых волосах, пухленьких губках и родинке на щеке. Тонкая талия и заметный бюст были пределом мечтаний каждой дамы, одежда того времени, как нельзя кстати, выгодно подчеркивала достоинства женской фигуры, делая акцент на талии и груди.

Недаром мода того времени часто возвращается вновь. Да и сам образ красивой, но глупенькой и порочной девчонки, завоевал сердца всех мужчин того периода.

Всего лишь через двадцать лет, в шестидесятые годы двадцатого века, стандарты привлекательности снова резко изменились. Весь мир стал сходить с ума от девушки-модели по имени Твигги. Тоненькая, подростковая фигурка, острые локти, худые лопатки, огромные глаза на детском личике, именно таким стал идеал женщины в то время. Девушки стремились добиться его любыми способами.

Странная одежда, призванная скрыть все существующие женственные изгибы, короткие, прямые платьица, больше подходящие девочкам-подросткам, тяжелые на толстой подошве, именно так одевались модницы того времени. Как раз в то время и обрели популярность самые разнообразные диеты, призванные помочь дамам похудеть как можно быстрее.

В восьмидесятые годы приобрел огромную популярность новый вид спортивных упражнений, под названием «аэробика». Практически каждая девушка восьмидесятых мечтала выглядеть стройной и подтянутой. Синди Кроуфорд, известная модель того времени, может считаться тем идеалом, на который мечтали походить миллионы дам. Высокий рост, полная грудь, подкачанное тело, улыбка на губах - так выглядели самые привлекательные девушки тех лет.

А с девяностых годов в индустрии моды начали править бал высокие, чрезмерно худые, длинноногие модели, практически не имеющие женских форм. Именно такой тип женской красоты вдруг взлетел на пик популярности, яркой представительницей этого периода можно считать супермодель Кейт Мосс.

И снова миллионы женщин почувствовали себя ущербными, многие всеми силами начали стремиться походить на новые идеалы, доводя свой организм суровыми диетами и огромными физическими нагрузками до последней степени худобы. Многие дамы, в стремлении ничем не отличаться от девушек с подиума, были готовы на многочисленные жертвы: голодание или сложные хирургические операции, призванные удлинить ноги или убрать лишние объемы тела.

Немного о мужчинах

А теперь стоит поговорить о сильной половине человечества. Существуют ли стандарты мужской красоты, и как часто они меняются?

С древнейших времен и по наши дни эталон мужской красоты остается практически неизменным. В разные века дамы ценили в мужчинах такие качества, как: сила, доблесть, смелость, брутальность. Именно сильная харизма и природная сексуальность делает мужчину прекрасным в глазах женщин.

Почему так происходит? Может быть из-за того, что мужчины реже обращают внимание на навязанные стереотипы, предпочитая оставаться такими, как их создала природа. Они меньше подвержены мнению окружающих, самооценка мужчин всегда на должной высоте.

И снова о женщинах

Двадцать первый век кардинально изменил сознание многих женщин. Все чаще они начинают осознавать, что красота и привлекательность вовсе не зависят от похожести на определенные идеалы, сиюминутно навязанные обществом. Каждый человек от рождения обладает целым рядом достоинств, у любого есть недостатки.

Главное в этой жизни - подчеркнуть все свои плюсы, а минусы свести к минимуму. Любая женщина, достигшая такой гармонии, прекрасна.

На протяжении столетий и решительно во всех цивилизациях ничто так не заботило женщину, как ее внешний вид. Впрочем, мужчин женский образ всегда волновал еще больше. От века к веку прекрасному полу диктовали каноны красоты, и счастье было родиться им соответствующей.

Античность

Стремление к физическому идеалу для древних греков были не просто навязыванием стандартов модной индустрии, как это происходит сейчас, для них это было целой идеологией.

Гармония тела само по себе искусство. Красивый человек подобен божеству, он не может быть уродлив духовно. Параметры красоты, в особенности женской, разительно отличались от современных. Гречанки от природы имели достаточно толстокостный скелет. Но это не значит, что ценилась дряблая полнота.

Красивое тело — подтянутое и юное. Идеальные пропорции, которым соответствует эталон красоты Венера Книдская, были таковы: рост 164 см, грудь 86 см, бедра 93.

Никакого визуального примитивизма 90−60−90. Все не просто так. Имелся даже идеальный размер стопы и кисти рук.

Плечи, руки, икры, бедра были округлыми. Грудь небольшая, ассиметричная. Талия мягко выраженная. Ягодицы слегка плоские и низкие. Голень, щиколотки достаточно широкие. Все линии фигуры должны были быть плавными.

Идеальные черты лица: большие глаза с широким межвековым разрезом и дугообразными краями век. Расстояние между глазами не менее величины одного глаза, а рот больше в полтора раза. «Греческий нос» это не синоним длинного носа. По канонам греческим идеальный нос — это небольшой нос с прямыми линиями и едва выраженной переносицей.

Волосы носили длинные, завязывая знаменитым «античным узлом». Ценились золотистые локоны, поэтому темным гречанкам приходилось всячески осветлять их с помощью пребывания на солнце и щелочного мыла. Образцы греческих статуи до нас дошли белоснежными, но греки любили их раскрашивать, а сами женщины не кичились румянцем.

Греческие стандарты красоты перешли и к римлянам с небольшими изменениями. Несмотря на то, что римские женщины были менее крупные, дородное тело ценилось сильнее. Волосы старались осветлять. Коже придавали особое значение: отбеливали свинцовыми белилами и масками из молока.

Как бы современным девушкам ни казалось странным восхищение невысоким ростом, коротковатыми ногами и округлой фигурой, нельзя смотреть на античные скульптуры без восхищения и отрицать, что их каноны красоты наиболее гармоничные и приятные глазу.

Древний Египет

Представления о женской красоте у египтян были полностью противоположны античным. Параметры в цифрах сложно назвать. Искусство Древнего Египта не было столь точным анатомически. Но достоверно, что красавицами считались высокие худые женщины с длинными ногами. С широкими прямыми плечами, длинной лебединой шеей, маленькой грудью и мальчишескими узкими бедрами.

Волосы ценились черные, толстые и гладкие. Правда носили парики, свои волосы сбривали. Вообще волосы на теле египтянки не чествовали. Уже тогда во всю использовали восковую эпиляцию.

Черты лица должны были быть строго прямыми. Особенно нос. Губы большие и пухлые. Идеальные глаза — зеленого цвета и миндалевидной формы. Глазам вообще уделялось особое внимание. Форму подчеркивали краской, зеленой или черной, удлиняя их до самого виска, брови утолщали. В глаза капали белладонну для особого блеска и расширения зрачков.

Модным цветом кожи был светло-желтый, его достигали белилами. Эталонами красоты того времени были Нефертити и Клеопатра.

Средневековье

С приходом христианства женская красота была спрятана под бесформенную одежду и накидки. Все телесное провозглашалось греховным.

Господствовала религиозная мораль. Женщины стремились выглядеть неброско. Особо ценились бледные, с маленькой грудью, без выраженных изгибов фигуры. Моден был небольшой живот, как символ беременности. Стандарты красоты диктовала церковь и в погоне за этими стандартами женщины прибегали к опасным методам — кожу отбеливали с помощью лимона или кровопускания.

Идеал — Дева Мария. Бледная худоба, миниатюрность, небольшая грудь, которую уменьшали с помощью тугого бинта. Все это подчеркивалось очень узким и закрытым платьем. Губки маленькие, пухлые, прямой нос.

Особо важен был лоб. Ему полагалось быть высоким. Для этого выбривали волосы с помощью болезненной эпиляции, а затем на это место наносили специальные мази для прекращения роста волос. Волосы, кстати, как и прежде ценились белокурые, хоть краситься специально в блондинку было «нечестивым занятием».

Для удлинения шеи сбривали волосы на затылке. А для придания более кроткого вида сбривали еще и брови.

Но с улучшением уровня жизни, развитием производства, покорением новых земель смягчились и нравы. Культура приобретает более светский характер. Появился образ «Прекрасной дамы», воспетой трубадурами. Если ранее сходила с ума по ангельской неземной внешности, то «Прекрасная дама» уже должна была обладать румянцем, алыми губами, ясным и веселым взором.

В позднее средневековье в моду вошла S-образная фигура. Изогнутые формы, но при этом выпуклый животик, дамы с плоским животом подкладывали специальный валик. Появилось достаточно глубокое декольте и корсеты. Необычайно моден был длинный шлейф, чем выше статус женщины, тем длиннее шлейф платья. Церковь почему-то активно с ними боролась, называя их «хвостами дьявола».

Возрождение

Новая эпоха принесла с собой новые стандарты. Снова в моду вошли пышные формы, что было синонимом здоровья. Худая женщина значит не способная к потомству. Желанная женщина — могучая, с большими бедрами, широкими полными плечами, мускулистыми предплечьями, длинными ногами тонкими к низу, с белыми сильными икрами и маленькой ступней.

На груди не должно проступать ни одной косточки. Бледность — это болезненность, лицо должно было быть розовым от хорошего кровообращения. Волосы светлые и густые.

Эпоха рококо

В начале XVII века женский облик резко меняется. На место пышности и праздности приходят легкость и игривость. В моду входят очень откровенные декольте, грудь максимально подчеркивается.

Поцеловать женскую грудь стало абсолютно приемлемым, как и руку. Талия плотно затягивалась в корсет, низ платья максимально пышен. Особое внимание фигуре не уделяется, важна только грудь, шея, руки, плечи и лицо.

Неестественность и театральность во внешнем виде, в сравнении с неброскостью Средневековья, достигает своего пика. На лицо накладывают как можно больше грима, придавая пикантности с помощью мушек. Возможно, это еще связано с эпидемией оспы. В волосы и парики вставляют целые башни цветов. Прическа была настолько сложным и дорогим удовольствием, что женщины, чтобы сохранить ее как можно дольше, почти не мылись.

Вот, например, спуск на воду фрегата «Адмирал» привел к появлению «адмиральской» прически с целым корабликом в волосах. Стандарты красоты диктует всему миру Франция.

Идеальные параметры: невероятно белая кожа и зубы, черные глаза, брови и ресницы. Расстояние между бровями широкое. Красные губы, щеки и ногти; длинное тело, руки и волосы. Округлые руки и бедра; маленькие ноги, грудь и нос.

Ампир

XVIII век вернулся к античной эстетике. С господством стиля ампир в моду вернулась естественность. Грим, парики и обилие прочей мишуры становятся признаком пошлости. Считалось, что красивой женщине не нужны даже ювелирные украшения.

О косметике забывают, требований моды достигают естественным путем, если надо отбелить кожу — пили уксус, если придать румянец — ели землянику.

В одежде также подражали античности, это сильно изменило силуэт женщины. Он стал более плавным. Фигура ценилась по античным канонам: с полными руками, широкими бедрами, высокой талией, которую в платьях подчеркивали от самой груди.

XIX век

Начиная с XIX века мода и женский образ стали меняться стремительно и постоянно. Женщины были куда худее своих предшественниц: хрупкие и с осиной талией в плотно зашнурованном корсете.

Носились очень пышные юбки, чтобы подчеркнуть округлость бедер, для усиления S-образного силуэта к пояснице пристегивались всевозможные крупные банты. Талия опустилась на прежнее место. Самая модная фигура того времени — песочные часы.

Требования к объему талии были очень суровые — 55 см. Так в 1885 году одна молода особа скончалась после бала, слишком сильно затянутый корсет сломал ей ребра, которые проткнули печень.

Бледность по-прежнему оставалась признаком благородства и достатка. Несмотря на то, что уже в то время женщины начинали бороться за свои права, одежда оставалась закрытой и оголить позволялось только плечи, зато как! Спущенные рукава, голая шея ввели моду на сложные приподнятые прически.

Кстати, Пушкин не просто так сходил с ума по женским ножкам, впервые за очень долгое время укоротилась юбка, сначала обнажив башмачок, а потом обязательно и маленькую щиколотку. Помимо того, что юбка укоротилась, она становится менее пышной, что усложняет подчеркивание бедер. Наконец-то в моду входит и пышная грудь. Создается множество рецептов по уходу и увеличению груди.

Вот идеал того времени: бледная, хрупкая, но слегка кокетливая дама с зонтиком и перчатками, с пышный и сильно выдающимся вперед бюстом, с тонюсенькой талией и прилично выпирающими ягодицами за счет турнюра — подкладки под платье ниже талии.

Время очень требовательно к представительницам прекрасного пола. Из эпохи в эпоху идеалы женской красоты постоянно менялись, а дамы неустанно пытались подогнать себя под общепринятые рамки привлекательности. Этот процесс продолжается и сегодня. Более того, в одно и то же время в разных странах красивыми считаются совершенно разные типажи женщин.

Каменный век

Уже в каменном веке люди имели некоторое представление об идеалах женской красоты. Об этом можно судить по статуэтке, найденной в 1908 году во время раскопок в Австрии. Археологи сделали вывод, что это идол плодородия. Таким образом, в эту эпоху красивой считалась полная женщина с большой грудью и широкими бедрами. Такие параметры тела свидетельствовали о том, что женщина здорова, хорошо питается и может выносить и родить ребенка.

Позже были найдены другие артефакты. А именно изваяния женщин с более стройным и изящным телосложением. Тем не менее одно оставалось неизменным - широкие бедра, которые определяют способность к продолжению рода.

Древний Египет

Древний Египет можно считать одной из самых благодатных эпох для женщин. Они были полностью равны в правах с мужчинами, пользовались рядом привилегий и обладали абсолютной свободой. Настоящим идеалом женской красоты в Древнем Египте считается царица Нефертити, имя которой в переводе означает "прекраснейшая из прекрасных". Опираясь на образ Нефертити, можно определить такие параметры женской красоты:

  • Телосложение - стройное. Но речь не идет о чрезмерной худобе.
  • Длинные ноги.
  • Широкие плечи и узкие бедра.
  • Развитая мускулатура.
  • Большие глаза правильной миндалевидной формы. Цвет - зеленый. Чтобы привести глаза к идеалу, египтянки подводили их зеленой и черной краской.
  • Пухлые правильной формы губы. Египтянки активно пользовались помадой.
  • Волосы не играли существенной роли. Как правило, женщины брились налысо и надевали черные парики.

Интересно, что одна из величайших женщин Древнего Египта Клеопатра вовсе не была красавицей. Она была невысокой, имела тонкие губы. Тем не менее ею восхищался весь мир. Клеопатра покоряла своим обаянием, умом, образованностью и дерзостью. Кстати, именно Клеопатру можно считать родоначальницей маникюра. Царица отращивала длинные ногти и окрашивала их хной в терракотовый цвет.

Древний Китай

В Древнем Китае идеалом женской красоты была стройная хрупкая фигурка невысокого роста и обязательно с миниатюрным размером ноги. Стопа должна быть дугообразной по ассоциации с молодым месяцем. Удивительно, но без этого древнекитайская девушка практически не имела шансов на замужество. Поэтому чуть ли не с рождения девочкам туго бинтовали ноги или надевали специальные деревянные башмаки, чтобы стопа не росла больше, чем до 10 см.

Цвет кожи - еще один немаловажный параметр красоты. Древние китаянки были слегка смугловатыми. Чтобы скрыть это, они покрывали лицо плотным слоем бели, а на скулы наносили розовый румянец.

Помимо внешних характеристик, неотъемлемым параметром женской красоты были манеры. Дама должна была быть сдержанной в словах, жестах и походке. Дурным тоном считалось оголить зубы, а потому женщины не улыбались и не смеялись на людях.

Древняя Греция

Чтобы составить впечатление об идеале женской красоты в Древней Греции, достаточно вспомнить, что это родина Олимпийских игр. Таким образом, привлекательными считались дамы с подтянутым спортивным телосложением. В те времена люди были буквально помешаны на эстетике и даже совершенстве тела, подтверждением чему являются скульптуры греческих богов и богинь. К тому же женщине отводилась не только роль жены и матери, но также важная социальная роль. Поэтому на пышной груди и широких бедрах никто не заострял внимание.

Если вы хотите воочию оценить классический пример древнегреческого идеала женской красоты, фото изваяний античных мастеров помогут вам в этом. Это женщины ростом 164 см с параметрами тела 86-69-93 см. У них достаточно широкие плечи, крепкие бедра, маленькая грудь и развитая мускулатура. При этом женщины не выглядят худыми. Что касается лица, в Древней Греции привлекательным считались высокий лоб, широко посаженные глаза и характерный слегка горбатый нос.

Средние века

Удивительно, как отличаются идеалы женской красоты в разные эпохи. Мрачность и строгость Средневековья наложили свой отпечаток на представление о дамской привлекательности. Характерная особенность этого периода - тотальное подчинение христианству. Люди придерживались отказывались от излишеств в пище и развлечений. Все телесное полностью отрицалось, а стремление к красоте и привлекательности считалось чем-то вроде смертного греха.

Учитывая глубокую религиозность того времени, логично, что идеалом считался образ Девы Марии. Таким образом, красивой считалась женщина с бледной кожей, большими глазами, тяжелыми веками, высоким лбом, маленьким ртом. Чтобы лицо приобретало более одухотворенный вид, женщины сбривали брови и волосы на лбу и на висках.

Особое внимание уделялось груди. Она должна была быть маленькой (а лучше плоской). С этой целью дочерям благородных семейств приходилось с детства носить металлические пластины, которые не давали молочным железам развиваться. Этого не делали лишь простолюдинки. Их пышный бюст на тот момент был подтверждением невежества и дурного вкуса.

В Средние века красивыми считались худые невысокие женщины с маленькими ступнями и кистями. Чтобы подчеркнуть хрупкое телосложение, женщины надевали просторные бесформенные одежды, которые буквально висели на худом теле. Хотя в готическую эпоху появилась мода на округлый выпирающий живот. Но поскольку у тощих дам его не было, приходилось подкладывать под платье специальные подушечки.

Особенностью Средневековья был отказ от косметики. Женщины лишь иногда использовали пудру, чтобы придать своей коже бледность. А покраска волос (особенно в светлые цвета) и вовсе была объявлена церковью нечестивым занятием. Да это было и ни к чему, ведь, согласно моде, локоны тщательно скрывались под чепчиками и накидками.

Эпоха Возрождения

В отличие от средневековых стандартов, идеалы женской красоты в эпоху Возрождения были максимально приближены к естественным параметрам, которые ранее считались греховными. В моде были длинные вьющиеся волосы светлых и огненных оттенков, длинные шеи и широкие округлые плечи. Красивыми считались несколько упитанные женщины, что заставляло худышек носить накладные животы и бедра.

На смену закрытым мешковатым одеждам пришли более изящные и откровенные наряды. Женщины носили глубокое декольте. А дополнительным свидетельством раскрепощенности того времени является количество картин, написанных с полностью обнаженных натурщиц. Пожалуй, единственное, что не утратило актуальности со времен Средневековья - это аристократичная белизна кожи. Но во времена Ренессанса ценился также выраженный румянец.

Барокко

Рассматривая идеалы женской красоты в разные эпохи, нельзя обойти стороной Барокко. Тогда успехом пользовались пышнотелые дамы с широкими плечами и бедрами, большой грудью и заметным животиком. Все это было признаками аристократичности и крепкого здоровья. Как ни странно, но особым шиком был целлюлит.

Рококо

В начале XVIII века идеал женской красоты для мужчин кардинально изменился. На смену пышнотелым дамам пришли утонченные и грациозные девушки, напоминающие фарфоровые статуэтки. В цене было среднее телосложение. Немного позже появилась мода на тонкую талию. При помощи корсетов знатные дамы добивались обхвата талии 30-40 см.

Идеалом того времени была маркиза де Помпадур. Опираясь на ее образ, можно выделить такие черты, ценившиеся в эпоху Рококо:

  • круглое лицо;
  • пухлые румяные щечки;
  • вздернутый носик;
  • маленькие пухлые губки.

Особое внимание уделялось прическам. Парикмахеры сооружали из волос причудливые сложные конструкции, которые достигали до полуметра в высоту. Для фиксации прически использовали металлические каркасы, проволоку, яичный белок и многое другое.

Классицизм

Достаточно часто вновь становились актуальными стандарты, принятые в древности. Идеалы женской красоты в разных эпохах перекликаются. Так, в эпоху Классицизма отмечается некоторая отсылка к античности. В моде были естественные пропорции. Женщина должна обладать гармоничным телосложением без излишеств (не худая, и не полная). Лицо должно было характеризоваться правильными чертами и симметрией. Женщины отказались от корсетов и носили изящные летящие одежды, украшенные кружевами.

Ампир

Идеалом женской красоты в эпоху Ампир считалась Жозефина Богарне. Она ввела моду на пышность и лоск в одежде, но естественность во внешности. Женщины отказываются от использования косметики, покраски волос и ношения париков. В моде ношение перчаток, которые призваны защищать белизну и нежность рук.

Романтизм

Модерн

На конец XIX - начало XX века приходится эпоха Модерн, или так называемая Прекрасная эпоха. Характерная особенность того периода - силуэт "песочные часы". Утонченность талии подчеркивалась пышным бюстом и широкими бедрами. Чтобы создать привлекательный изгиб спины, женщины носили платья с пышной задней частью, а талию нещадно утягивали корсетом. В фаворе были невысокие упитанные дамы.

По примеру балерины женщины стали носить гладкие прически с прямым пробором, полностью закрывающие уши, а также распущенные волосы. А по примеру Мата Хари женщины при помощи макияжа добивались так называемого демонического взгляда. В этом им помогал толченый уголь вместо теней и туши. А для усиления эффекта дамы закапывали глаза раствором беладонны, который сильно расширял зрачки.

ХХ век

После окончания Первой мировой войны наступила женская эмансипация. На смену изнеженным и романтичным дамам пришли самостоятельные и уверенные в себе женщины, которые ни в чем не отстают от мужчин. Девушки коротко стригут волосы, выщипывают брови, носят короткие обтягивающие наряды. Красивой считается высокая худая девушка с длинными ногами и по-мальчишески маленькой грудью.

После Второй мировой войны намечаются перемены в стандартах женской красоты. Худощавые дивы перестали нравиться мужчинам. В моду возвращается умеренная полнота. Идеальной считается фигура с пышными бедрами и грудью, крупными покатыми плечами и осиной талией. Что касается причесок, женщины предпочитали завивки и объемные начесы.

После 60-х годов в моду возвращается худоба. Эта тенденция сохраняется и сегодня.

Современные идеалы женской красоты в разных странах

Современный идеал красоты - стройная подтянутая женщина с гармоничной фигурой, правильными чертами лица, длинными волосами. Но в каждом уголке мира есть свои тонкости, определяющие дамскую привлекательность:

  • Во Франции ценится естественность и небрежность. Минимум макияжа, хрупкое телосложение, простая, но элегантная одежда.
  • Идеал женской красоты в Корее - невысокий рост, худоба и здоровая кожа. Корейские девушки стремятся "перекроить" свое лицо под европейские стандарты, для чего прибегают к пластическим операциям.
  • В Австралии красивой считается загоревшая женщина спортивного телосложения. Она должна хорошо выглядеть на пляже.
  • Идеалы женской красоты в Японии весьма нестандартные. Девушки намеренно искривляют ноги при ходьбе, стремятся выглядеть, как дети. В остальном нет ничего неожиданного - низкий рост, худоба, плоская грудь.
  • В Швеции красивой считается светловолосая и голубоглазая женщина с хорошо очерченными скулами. В одежде и макияже приветствуется сдержанность.
  • Бразильянка, чтобы считаться красивой, должна иметь атлетическое загорелое тело, светлые волосы и выразительные глаза.
  • На отечественном пространстве ценятся душевность и искренность во взгляде, правильные и естественные черты лица. Большие глаза, выразительные брови, чувственные губы, стройность и длинные волосы - вот основные характеристики идеальной женщины.

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.