Главная · Отношения · Когда и как лучше приучать ребенка к горшку. Как и в каком возрасте лучше приучать ребенка к горшку? Как приучить ребенка есть все

Когда и как лучше приучать ребенка к горшку. Как и в каком возрасте лучше приучать ребенка к горшку? Как приучить ребенка есть все

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.

Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.

Книга Памелы Друкерман стала лидером продаж и предметом горячих обсуждений. Тут же было выпущено "продолжение" — книга другой североамериканской мамы, канадки Карен Ле Бийон, о французском воспитании — точнее, только питании. Неожиданное столкновение культур, детские , взрослые дискуссии, а, главное, полезные советы, как приучить ребенка есть все — в избранных отрывках из новой книги.

Преподавательница университета, автор на год переехала в бретонскую деревушку, на родину мужа-француза — и там открыла для себя строгую систему "гастрономического воспитания". Потрясенная уроженка Ванкувера начинает учить двух маленьких дочек — Софи и Клер — питаться по французским правилам.

"Пожалуй, главная особенность воспитания детей во Франции — в отношении родителей к баловству за столом. Во всех книгах о воспитании, которые я прочитала после рождения Софи, уверяли, что детям нужно разрешать баловаться едой: совать пальцы в тарелку, набивать рот и даже швыряться едой. Я терпеливо обматывала стульчик Софи большими кусками целлофана и разрешала ей делать все что угодно. Увидев это, мои французские родственники окончательно убедились в том, что я — безответственная мать.

Возню за столом устраивали все наши знакомые дети. В детском саду Софи в Ванкувере воспитатели даже устраивали игру в "ферму": брали пакет с кукурузными колечками, разбрасывали их по полу и восторженно смеялись, глядя, как малыши кудахтали, изображая курочек, ползали и ели колечки прямо с пола. Во Франции я никому об этом не рассказывала. Мне никогда бы не поверили, что эти воспитатели — профессионалы. Во Франции дети не могут даже есть сидя на полу — подобное поведение за гранью приличия.

К моменту переезда во Францию я успела совершить массу ошибок: использовала еду как награду, подкуп, игрушку, наказание и развлечение. С точки зрения французов, проблема была в том, что мои дети научились воспринимать еду как способ удовлетворения своих эмоциональных потребностей. А к питанию это не имеет никакого отношения. Когда детям становилось скучно, они начинали есть.

Устали — тянемся за куском. Расплакались — едим. Во Франции так никто не поступает. Здесь дети просто устроены по-другому. Как и их родители, они крайне редко едят по "непищевым причинам" (этот термин используют психологи и диетологи). Они относятся к еде с большим уважением. Такому отношению к еде учат во Франции даже самых маленьких. Порой это происходит в странных, на мой взгляд, местах. Когда я впервые побывала во французском ресторане высокой кухни, меня поразила царившая в нем торжественная атмосфера. Приглушенные разговоры, тишина при подаче каждого блюда, чтобы ничто не мешало оценить новые оттенки вкуса. Уважительным молчанием сопровождались даже ритуалы, поначалу казавшиеся мне довольно нелепыми: например, удаление крошек со стола "собирателем крошек" ("ramasse-miettes") — аппаратом вроде маленького пылесоса, которым официант довольно часто проходился по скатерти. Еда, конечно же, была великолепна: все блюда с оригинальным, насыщенным, необычным вкусом...

Однако самым сильным впечатлением того вечера для меня стал годовалый малыш за соседним столиком на высоком детском стульчике. Он спокойно сидел на протяжении всего ужина, потом глазки его начали слипаться, и он уснул. Родители продолжали ужинать как ни в чем не бывало. Они не спеша доели десерт, закончив всего на несколько минут раньше нас, почти в полночь. Когда настало время уходить, малыша разбудили без всяких церемоний. Тот сунул пальчик в рот и спокойно, не издав ни звука, позволил вынести себя из ресторана. Никто и глазом не моргнул. Теперь я уже не удивляюсь этому. Во Франции дети с ранних лет привыкают сидеть за столом в ресторанах и усваивают, что от них ждут примерного поведения. Правило распространяется и на повседневные обеды и ужины, которые во Франции также окружены атмосферой торжественности. Французы никогда (никогда!) не едят, не постелив на стол скатерть. Даже фраза "накрывать на стол" по-французски звучит как "dresser la table" "одевать стол". Используется и слово "habiller" — "одевать".

Услышав, что и стол "одевается", мои девочки долго смеялись. Но эта фраза очень точно отражает отношение французов к обеденному столу. Они выказывают уважение к столу и к самим себе, "наряжая" его для такого важного события, как ужин. "Одевание" стола — ритуал, отражающий эстетику французской гастрономической культуры, в основе которой лежит понятие о том, что прием пищи — прежде всего социальное явление и должен происходить только за столом. Это правило соблюдали все: и крестьяне — соседи родителей Филиппа, и его друзья с университетским образованием. Все "одевали" стол, застилая его скатертью, и прием пищи превращался в ритуал, становился чем-то большим, чем просто процесс наполнения желудка. Такая подготовка к приему пищи может показаться старомодной. Но на детей эти церемонии производят удивительное впечатление. Они реагируют так, словно на пороге появился человек в форме: немедленно начинают вести себя идеально. Эффект усиливают принятые во Франции правила приема пищи: никто не ест стоя, в машине, на ходу. Во Франции едят только за столом.

И еду подают, когда собрались все участники обеда. "A table!" — "К столу!" Услышав эту команду, большинство французских детей бросает все свои занятия и направляется к столу. Все ждут, пока еду разложат по тарелкам, и не начинают есть, не пожелав друг другу "bon appetit! " Поскольку дети почти всегда едят вместе с родителями, эти привычки они усваивают с малых лет.

Итак, прием пищи, даже повседневный, воспринимают во Франции как событие. И прежде всего событие общественное. Французы никогда не едят в одиночестве — ни дома, ни на работе. А поскольку готовят здесь очень вкусно, обеда или ужина всегда ждут с нетерпением. Представьте себе, как едят французские дети: все такое вкусное, на стол подается торжественно, во время обеда царит веселье — ведь вся семья в сборе! За столом дети и родители отдыхают, наслаждаются не только едой, но и общением. Конечно, так детям гораздо легче воспринять правила поведения за столом.

Французские родители настаивают на обязательном соблюдении этих правил. Поскольку еда занимает центральное место во французской культуре, дети обязаны научиться есть так, как принято, если хотят стать полноценными членами общества. Я бы сказала, что французскому ребенку так же важно научиться вести себя за столом, как американскому подростку научиться водить машину. Это ритуал взросления, обязательное условие успешного существования в обществе. Поэтому неудивительно, что именно еда стала нашим пропуском во французскую жизнь. После переезда в деревню, для того чтобы купить продукты, я брала машину и отправлялась в ближайший город, в торговый центр. Катила тележку между полками, и меня успокаивало это привычное занятие. Кроме меня, в торговом центре не было никого, он выглядел стерильным и заброшенным. Через пару недель я пошла на местный рынок в самом центре нашей деревушки — на мощеную площадь у церкви дважды в неделю съезжались фермеры.

Поначалу, правда, мне приходилось преодолевать свое нежелание делать покупки на рынке. На первый взгляд рынок был жутко неудобным местом покупки продуктов для всей семьи. Однако моя свекровь Жанин все покупала только там. Сначала она шла к лоткам с овощами и фруктами, потом к прилавку с сырами, в булочную, к торговцу рыбой, мяснику и наконец к пасечнику (да, на местном рынке был даже отдельный прилавок с медом). Она тратила от трех до пяти минут в каждой очереди. Продавцы дружелюбно здоровались с каждым покупателем, тщательно выбирали лучший товар, аккуратно заворачивали его и неторопливо отсчитывали сдачу. Мне казалось, что это ужасно неудобно. Меня раздражали очереди. Хмурая, стоя в них, я скучала по продуктовым интернет-магазинам, услугами которых мы пользовались в Ванкувере: все продукты нам доставляли на дом!

Еще меня бесило то, что продукты для всей семьи приходилось таскать в тяжелых paniers (корзинах). Их используют и в супермаркетах — во Франции запрещены целлофановые пакеты. Прилавки занимали все центральные улицы и переулки, поэтому автомобильное движение было перекрыто до окончания рыночной торговли — примерно до двенадцати, чтобы все успели вернуться домой, сесть за стол, пообедать. Домой приходилось идти пешком. Сначала я с трудом таскала полные корзины и, пыхтя, карабкалась в гору к нашему дому, чувствуя себя неловко рядом с седыми старушками, бодро проплывавшими мимо с сумками на колесиках. Эти походы заменяли спорт, которого мне так не хватало. Француженки не занимаются фитнесом, видимо, считают: потаскали сумки — и довольно. В радиусе пятидесяти миль от нашей деревни нет ни одного фитнес-клуба. Жанин надоумила меня покупать меньше, но ходить на рынок чаще, как делают местные жители. Наконец, я сдалась и купила сумку-тележку в веселую шотландскую клетку.

Походы на рынок имели еще одно преимущество. Жанин объяснила, что еда из рыночных продуктов получается вкуснее, потому что их покупают для конкретных обеда или ужина. Вскоре один из самых раздражающих меня ритуалов — покупки на рынке — стал самым любимым. Продавец спрашивает: "Когда вы хотите это съесть?" Покупатель в ответ называет не только день, но и время. Например: "Завтра за обедом!" Или: "В субботу вечером!" Тогда продавец сам (покупателям не разрешается трогать товар руками) тщательно выискивает среди груды авокадо, дынь, помидоров, ананасов именно те экземпляры, которые идеально подойдут для этого случая. Постепенно мне стало понятно, почему люди готовы так долго стоять в очереди. Каждый обед и ужин они планируют так основательно, каждую мелочь выбирают так тщательно — неудивительно, что это занимает столько времени!

Рынок: полезные продукты и роскошь человеческого общения Но у местных жителей есть еще одна причина без раздражения стоять в длинных очередях. Эти очереди — самая суть деревенской жизни. Находясь в кафе, заводить разговоры не принято (я убедилась в этом после того как меня несколько раз холодно осадили). В лавочках тоже никто не болтает. В такой маленькой деревне не нашлось места даже для библиотеки. По правде говоря, там вообще некуда было пойти. Единственное общественное место — главная площадь, которую в дни, когда рынка не было, использовали как автостоянку.

"Где же люди общаются", — спрашивала я себя в первые недели нашего пребывания в деревне. Теперь поняла: очереди на рынке — единственная возможность для сдержанных бретонцев поболтать и обменяться новостями. Покидая одну очередь, люди становились в очередь у другого прилавка. Те, кому нужно купить продукты быстро, приходят пораньше, до наплыва толпы, и успевают сделать это за пару минут. К концу лета я все чаще стала приходить на рынок попозже, разговоры с местными жителями многому меня учили. Как правило, предметом беседы была еда. Хороши ли привезенные на этой неделе побеги чеснока? А как вам редис, который вы покупали на прошлой неделе? Почему макрель в этом году такая мелкая? Походы на рынок дважды в неделю постепенно познакомили меня с местной гастрономической культурой. Понятия не имела, что в одном месте можно встретить такое разнообразие продуктов. А сколько нового мне довелось здесь попробовать! Huitres — устрицы — я все же рискнула отведать их и, к радости моего свекра, вскоре пристрастилась к ним.

Moules — мидии — тоже стали моим любимым блюдом, я тушила их в белом вине с петрушкой. А знаменитый бретонский яблочный сидр! Постепенно я поняла: спросить человека о еде — лучший способ завязать разговор. Если мне хотелось поговорить, спрашивала с невинным видом: а как приготовить этот овощ? Или (гораздо чаще): что это такое? Мне отвечали чуть ли не хором, делились рецептами, спорили, как готовить то или иное блюдо, какие приправы лучше использовать. Лед таял, и мы переходили к другим темам. Одним из первых, с кем я познакомилась поближе, был торговец рыбой. К открытию рынка, примерно к половине девятого утра, он давно уже был на ногах — рыбацкие лодки выходили в море и возвращались до рассвета. Но энергии у него было хоть отбавляй. А еще он очень любил детей. "Для малышки", — говорил он с улыбкой, ювелирно отделяя свежее филе от костей в нашем присутствии. Вся очередь прислушивалась к моим ответам на его ненавязчивые расспросы об американской жизни (для французов англоязычные канадцы — те же американцы, и с этим ничего не поделаешь).

Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить. Она кропотливо вводит прикорм, отучает от груди и думает о том, как быстро и безболезненно это сделать. Особое внимание уделяет вопросам соблюдения гигиены малыша. Несмотря на то что в настоящее время использование многоразовых подгузников намного облегчает задачи по содержанию детской кожи в чистоте и сухости, рано или поздно приходит время, когда родительница задумается: с какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку? Найти точный ответ вряд ли удастся. Но разобраться во всех нюансах и секретах успеха или неудачи в столь ответственном деле поможет эта статья.

Экономия, опрятность или просто нечего делать?

Для начала следует разобраться в том, откуда и для чего вообще возникает этот ажиотаж вокруг, казалось бы, простого и обычного дела, связанного с детским незамысловатым девайсом - горшком. Ведь нет ребенка, который так и не научился бы пользоваться этим простым предметом.

Вот основные причины, которые подталкивают молодых мам обучать детей опрятности.

  1. Хотят что-то и кому-то доказать. Начинают это делать, например, из таких соображений, что у всех знакомых дети уже давно сами просятся «пи-пи», а их малютка «не хуже остальных». Бывает, наоборот, мамочки хотят выделиться среди своих знакомых. Ведь у всех малыши ещё в подгузниках ходят, а их кроха - «особенный»!
  2. Кому-то хочется сэкономить на стирке белья и покупке дорогих памперсов или попросту с подгузниками надоело возиться.
  3. Третья причина. Мама где-то вычитала, что после достижения определённого возраста ребёнок уже ходит на горшок, и испугалась. Не отстаёт ли ее чадо в развитии?

Важный момент

Некоторым мамам совершенно неинтересно, в каком возрасте нужно Они спокойны и уверены, что все произойдет само собой и в свое время. Это в лучшем случае. Хуже, когда, наоборот, родительниц одолевают сомнения по поводу того, что ребенок не справится, и они боятся предпринимать даже попытки приучения к горшку. Ведь в том случае, если результат будет отрицательным, это повлечет за собой массу тревог и переживаний, что их малыш не соответствует каким-то нормам развития.

Если вы задаетесь вопросом, в каком возрасте и как следует приучать ребенка к горшку, надо знать два важных момента. Необходимо понимать, что это особый навык, имеющий большое значение для организма, и учитывать индивидуальную готовность малыша учиться распознавать и контролировать свои позывы и действия, связанные с данными процессами. Готовность приходит с определенной зрелостью психики.

Мнение специалистов

Ни один педиатр не станет утверждать, когда правильно Считается, что наиболее целесообразно приступать к этому процессу по достижении малышом 18 месяцев. Такой вывод основан на физиологических особенностях организма, поскольку до этого возраста мочеиспускание и стул у него имеют рефлекторный характер. Кроха не ощущает наполнение органов выделения и не может управлять действиями по их опорожнению. Это значит, вполне естественно и нормально, что он может в любое время «справиться по своим делам», при этом не имеет значения, чем он был занят раньше. Так, справедливо выражение «детские неожиданности». Становится понятным то, почему родители малыша напрасно тратят время и усилия, чтобы выработать стойкий навык. Так происходит, если они не знают, с какого возраста

Если говорить с точки зрения науки, то всеми процессами управляет головной мозг, в который поступают определённые сигналы. Распознавать передачу таких импульсов нервной системы малыш станет ближе к двум годам. К примеру, наполнение прямой кишки дети начинают чувствовать немного раньше, чем ощущение необходимости опорожнения мочевого пузыря.

Как определить готовность ребенка?

Многие мамы предпочитают слушать советы педиатра, у которого постоянно наблюдаются. Опытный врач сможет с точки зрения науки подсказать, с какого возраста начинать приучение ребенка к горшку лучше. Он способен оценить состояние нервной системы, уровень психологического развития малыша, а также органов, которые задействованы в процессах мочеиспускания и дефекации. Доктор расспросит об умениях и достижениях малютки и поможет сделать вывод по поводу того, настало ли время знакомства с горшком.

Обычно этот период приурочивают к моменту, когда кроха может уверенно сидеть и ходить, показывать жестами или звуками, что ему хочется в туалет. Когда понимает и умеет выполнять несложные инструкции, выражает недовольство промокшим бельём, стремится сам снимать или надевать трусики, подражать взрослым.

Другие признаки готовности малыша

  1. Может оставаться сухим 2 часа и более в течение дня.
  2. Моменты испражнения становятся предсказуемыми и регулярными.
  3. Когда легко определить, что ребенок совершает дефекацию или мочеиспускание (позы, мимика, перестает играть).

Разумеется, что не все эти признаки должны быть. Внимательные и заботливые мамы обычно сами в состоянии определить их и решить, с какого возраста приучать детей к горшку.

От теории к практике

Для малыша в данном случае важно, чтобы обучение проходило в естественных и спокойных условиях. Недопустимо заставлять кроху делать что-то, если он не проявляет желания, протестует, и ругать его. То же касается и приучения к горшку. Не стоит начинать, если: ребенок болен или только выздоровел; в семье недавно произошло пополнение; был переезд на другую квартиру или какой-либо кризис. В таких случаях абсолютно не принципиально, с какого возраста приучать детей к горшку. Лучше отложить обучение, чтобы не подвергать малыша дополнительному стрессу.

Немногие обращают внимание на то, что не следует совмещать несколько занятий. То есть сидя на горшке, дитя не должно отвлекаться, например, на игрушки, телевизор или еду.

  1. Сажайте ребенка на горшок не менее двух раз в день. Но без излишнего усердия (на 5-10 минут). Иначе ему это быстро надоест.
  2. Первое время можно посадить прямо в подгузнике, трусиках, колготках или ползунках (чтобы не возникло неприятных ощущений, к примеру, от соприкосновения с холодным).
  3. Если в течение 5-10 минут результата нет, поднимите кроху, пусть играет до следующего раза.
  4. Через несколько дней можно попытаться посадить на горшок без подгузника.
  5. Предлагайте ребенку горшок, если заметите, что он напряжен, жмется. Некоторые детки прячутся по углам, под столом, когда хотят в туалет. Но будьте осторожны, не напугайте малыша, иначе он станет сдерживать свои мочеиспускания.
  6. Следует прекратить использование подгузников днем. Ведь дитя практически не знает, что такое быть мокрым, и не поймет необходимости ходить на горшок. Кроху, привыкшего к памперсам, сложнее приучить. В этом смысле легче, когда малыш приучен с первых дней к сухой одежде. Тогда, если он описается, ему неприятны ощущения от мокрых штанишек. А у мамы, возможно, возникнет меньше заморочек при решении проблемы, как приучить ребенка к горшку и с какого возраста.
  7. Обязательно предлагайте малютке сходить в туалет перед сном. Также бывает эффективным высаживание на горшок ребенка после еды и сна. Не давайте на ночь пить ему много жидкости.

Выражение радости родителей, когда у крохи получится на горшке сделать свое дело, положительно влияет на результаты обучения. Малютка не будет ошибочно ощущать, что отношение мамы к нему не зависит от его успехов.

Расскажите своему чаду, для чего нужен горшок. Малышу понятнее наглядный пример. Некоторые мамы при помощи куклы или мягкой игрушки показывают ему, как пользоваться горшком. Другие родители берут с собой кроху в туалет, чтобы он представлял, как взрослые справляют свою нужду. Маленький ребенок еще не воспринимает половых различий по части того, как это делается. Третьи демонстрируют, как использованный подгузник отправляется в горшок.

Половая принадлежность

Иногда мамы девочек беспокоятся, что до сих пор малышка не ходит на горшок. Хотя и считается, что они развиваются быстрее, на самом деле отличий в таком вопросе нет. Как приучить к горшку мальчика и девочку? Когда начинать? Здесь уже в каждом случае должен быть индивидуальный подход. В некоторых источниках имеется информация, что мальчикам немного сложнее управлять соответствующими мышцами во время мочеиспускания в силу физиологических особенностей.

Вместо заключения

Носить подгузники или не носить ребенку, и с какого возраста приучать детей к горшку - это дело индивидуальное. В любом случае природные рефлексы у крохи также вырабатываются, а формирование ощущения и понимания надобности опорожнения органов выделения все равно происходит тогда, когда это предусмотрено природой.

Отсюда вывод - чем больше будет развит малыш к моменту принятия мамой решения о начале обучения, тем меньше попыток, усилий и времени понадобится, чтобы достичь конечного результата - пользования горшком по назначению.

Однако не стоит огорчаться, если долго не получается справиться с проблемой. Это всего лишь вопрос терпения и времени. Теперь мы знаем, в каком возрасте и как приучать ребенка к горшку.

В каком возрасте ребенку пора распрощаться с памперсами и познакомиться с горшком? Единого мнения ни среди детских врачей, ни в кругу опытных многодетных мам нет.

В некоторых семьях родители пытаются приучить грудничка уже с 4-5 месяцев справлять свою нужду в определенном месте и в определенное время. Кроху держат над раковиной, горшком, любой другой емкостью до тех пор, пока у него не произойдет мочеиспускание. При этом родители-новаторы могут, как заклинание, повторять заветное «пись-пись» и, конечно же, при положительном результате обязательно хвалят маленького вундеркинда.

Мнение врачей

Детские врачи к таким ранним достижениям грудничков относятся скептически и объясняют это чудо лишь одним: действительно, внимательные родителей детей грудного возраста могут отследить некий режим детского туалета. Малыши мочат пеленки сразу же после сна, любят какать после или во время обеда и, естественно, происходит мочеиспускание при шуме воды или в самой ванной. Именно этими закономерностями и пользуются мамы и папы, которые стараются пораньше познакомить кроху с неотъемлемой частью взрослой жизни – туалетом.

В этом нет ничего вредного для детского здоровья, но необходимо понимать, что все эти манипуляции ребенок не воспринимает осознанно. И ожидать от малютки стойкого положительного результата каждый раз рановато, во всяком случае, если речь идет о ребенке до года.

Лишь спустя год после рождения в организме маленького человечка начинают формироваться условные рефлексы, связанные с осознанием и контролем над выделениями. Процесс этот не скорый, в течение второго года жизни ребенок активно познает не только окружающий мир, но и свои особенности.

И только к трем годам уже можно говорить о том, что ребенок способен контролировать себя и естественные желания своего организма. Отсюда напрашивается вывод, что с года любого малыша уже можно приучать к горшку. Но это ошибочное мнение. Процесс формирования условных рефлексов у всех детей проходит по-разному. Действительно, есть крохи, которые уже в самом начале второго года жизни осознанно пользуются горшком, не без помощи родителей, конечно. Но это не обязательная норма для всех ровесников.

Даже если двухлетний малыш еще не распрощался с памперсами, это не повод для беспокойства родителей. И тем более не является признаком отставания его развития. Единственный срок, с которым соглашаются и детские психологи, и врачи-педиатры, – это 3 года. В возрасте 3-х лет практически все дети уже владеют навыком пользования горшком или унитазом.

Как это делается

В силах ли родители ускорить у своего чада процесс постижения туалетной науки? Если бы это было так просто, наверное, уже давно бы сняли с производства подгузники для детей старше 12 месяцев. Мамы и папы годовалых малышей могут лишь создать условия для успешного привыкания любимого малютки к самостоятельности:

  1. Самый первый шаг – купить удобный для ребенка горшок. В детских магазинах их огромный выбор – начиная от классических, которыми пользовались еще в прошлом веке, заканчивая новаторскими изобретениями, больше похожими на космические кресла. Удобный для ребенка горшок – это именно тот, который идеально подходит под детскую попу. Всевозможные кнопочки, музыкальное сопровождение, спецэффекты только отвлекают ребенка от процесса. Малыш должен четко понимать, что горшок предназначен не для игр, а для более важных дел. А вот спинка на детском горшочке вполне уместна.
  2. Подходящее время для отказа от памперсов – лето. В теплую погоду ребенка лучше оставлять в одних трусиках или штанишках. Не беда, если они совсем скоро станут мокрыми. В годовалом возрасте ребенок уже должен испытывать дискомфорт от запачканной одежды.
  3. Как уже отмечалось, внимательные родители знают, когда у малыша может возникнуть желание испражнения. Подловить удачный момент и усадить малыша на горшочек можно сразу же после сна или приема пищи. Если кроха полчаса назад много выпил жидкости, это тоже повод высадить его на горшок. Есть и режимные моменты, к которым следует приучать ребенка. Посещение туалета должно быть обязательным перед сном и до прогулки.

Соблюдение всех правил и создание всех условий для успешного знакомства с горшком далеко не всегда ведет к положительному результату. Что же делать, если малыш категорически отказывается от горшка? С таким вопросом сталкиваются родители большинства непосед в возрасте до двух лет.

Как советуют современные детские врачи, не стоит форсировать события, а лучше забыть о горшке на ближайшие два месяца и повторить попытку заново, когда все страсти улягутся. Детские психологи настоятельно рекомендуют не ругать ребенка за неудачу, не акцентировать внимание на его промахах. А в случае успешного посещения туалета обязательно радостно отмечать заслуги ребенка, хвалить, создавать положительные эмоции и впечатления.

Когда пора приучать к горшку

Первыми признаками того, что детский организм уже созрел, и ребенок психологически готов к приобретению новых навыком, служат следующие факты:

  • памперс в течение 2-2,5 часов остается сухим. Обязательно отметьте этот факт при ребенке и похвалите его;
  • в случае когда испражнение получилось в подгузнике (или трусиках), и ребенок испытывает отрицательные эмоции от нахождения в грязном памперсе. Естественно, нельзя нагнетать и так испорченное настроение крохи, но стоит отметить его внимание и поговорить о том, что же стало причиной дискомфорта;
  • малыш может выразить словами или знаками свои природные желания, в том числе понимает и может показать свои части тела;
  • попытки ребенка к самостоятельности: самому раздеться, зайти в ванную комнату, снять памперс. Конечно же, такое стремление надо поощрять и при всяком удобном случае нахваливать маленького человечка.

Заключение

И еще одно наблюдение опытных мам. Самым быстрым способом приучить ребенка к горшку является знакомство его со сверстниками, которые уже овладели этой наукой. Как замечали родители, отдававшие свое чадо в детский сад, через 2-3 недели они полностью отказывались от памперсов. Дети в этом возрасте – великие подражатели, они быстро обучаются друг у друга полезным навыкам.

«Мой ребенок не хочет есть» – как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

6. Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды – дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9.Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом – это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало – вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться – с его аппетитом все в порядке!