Главная · Мир женщины · История появления электрического чайника. Все о чайнике (история обычных вещей) Как менялся чайник со временем

История появления электрического чайника. Все о чайнике (история обычных вещей) Как менялся чайник со временем

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЧАЙНИКА Выполнила Бугрова Мария Михайловна учитель начальных классов, высшей категории МАОУ «Гимназии №2» Г. Нижнего Новгорода

2 слайд

Описание слайда:

Чайник – неотъемлемый атрибут каждой кухни, без него не обходится ни одно чаепитие. Много лет назад чайник вошел в нашу жизнь, и остается неизменным атрибутом домашней утвари уже многие столетия. Ча́йник - небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой и ручкой для подогревания и кипячения воды. Так какова же история чайника, почему он приобрел ту форму, к которой мы уже привыкли и не обращаем внимания, почему стал символом тепла и уюта? Я Чайник, давайте знакомиться!

3 слайд

Описание слайда:

Предыстория появления чайника История чайника значительно короче истории самого чая, а все потому, что в те далекие времена в нем просто не было необходимости. В VIII веке нашей эры чайные листья скручивали вручную, сушили, а затем измельчали в порошок. Затем в порошок добавляли соль и клали в кипящую воду, для того, чтобы получить густую смесь, которая и называлась чаем. Со временем процедура немного изменилась: в чайный порошок стали добавлять горячую воду и взбивать до образования пены. Этот метод приготовления чая впервые применили в Японии в IX веке. Традиционный же метод заваривания чая стал популярен в начале правления династии Мин в Китае, в 1368 - 1644 годах. Именно тогда листья стали заливать кипятком, и для того, чтобы напиток настоялся и оставался теплым, понадобилась закрытая посуда.

4 слайд

Описание слайда:

Самые первые чайники делали из специальной (иссинской) красной глины. Считалось, что для заваривания чая, посуда выполненная из этого материала подходит лучше всего. Добывают иссинскую глину в Цзянсу, город Иссин. Благодаря особой мелкопористой структуре, она дает возможность воздуху проникать через стенки чайника, но не пропускает воду. Со временем чайники из иссинской глины впитывают ароматические масла и другие ферменты чая, которые с годами начинают усиливать вкус напитка. Именно поэтому особую ценность имеют очень старые чайники. В Китае даже есть легенда, по которой в самые старые чайники из иссинской глины можно наливать горячую воду, и она сама превратится в чай. Китай – родина первого чайника

5 слайд

Описание слайда:

В основе создания чайника, каким мы его знаем, лежит слияние двух веяний, европейского и китайского. Европейцы знакомилась с кофе и использовали турецкие кофейники. Китайцы же в сосудах для вина перевозили чай, что было заморской диковиной. Чайник получил свою шарообразную форму. Заварочный чайник и по сей день чисто европейское изобретение. В начале XVIII века немецкие мастера научились производить фарфор, равный по качеству китайскому. Чуть позже появилась и чайная посуда из металла (ценилась серебряная посуда). Появились оловянные чайники, как более дешевый вариант. В конце XVIII века чайник приобрел все свои основные черты, которые, в общем-то, сохранил и по сей день. История перевоплощения чайника

6 слайд

Описание слайда:

Примерно в первой половине XVI века чай приехал в Европу, разумеется со своим спутником – заварным чайником. Это был обычный чайник, в форме небольшого глиняного горшочка, предназначенный для приготовления одной порции напитка. По виду он представлял из себя своеобразный гибрид классического турецкого кофейника и традиционных испанских сосудов для вина. Первые европейские чайники

7 слайд

Описание слайда:

Мастера европейских стран, соревновались друг с другом в изобретательности и фантазии, создавая настоящие произведения искусства – так выглядели немецкие чайники. Немцы первые из европейцев изобрели фарфор. Немецкие чайники

8 слайд

Описание слайда:

Формы некоторых чайников бывают настолько необычные и замысловатые, что некоторые из них могут служить только как декоративное украшение – заваривать в них чай нельзя. Их делали квадратными, прямоугольными, в виде драконов или зверюшек. Необычные чайники

9 слайд

Описание слайда:

На Руси чайник появился гораздо раньше, чем сам чай. И пришел он к нам из Скандинавии от северных народов. Первый чайник был удлиненной формы, в нем кипятили сбитень - медовый напиток с травами. Похожий на яйцо сосуд с ручкой, подвешенный под потолком, использовали для заваривания трав, чайной заварки тогда еще не было. Чай впервые стал упоминаться на Руси в середине ХVII века. Лишь спустя столетие после ввоза чая на Руси появились самовары и заварочные чайники. Появление чайника на Руси

10 слайд

Описание слайда:

Самовар - чисто русский вариант чайника, предназначенный для кипячения воды и разлива по чашкам. В первых самоварах вода кипятилась благодаря специальной топке, наполненной углями. Но позже начали изготавливать и керосиновые и электрические самовары. Родиной самовара является Урал, его изобретателями стали братья Лисицыны – Назар и Иван, в 1778 году. Промышленным образом, первый самовар сделали в Туле, а уже в 1850 году, в этом городе было 28 фабрик по их производству, с объемом 120 000 изделий в год! Символ России

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Первые чайники были предназначены для кипячения воды на огне. Позже стали появляться чайники из алюминия, нержавеющей стали, эмалированные и из жаропрочного стекла. Форма и материалы изготовления современных чайников во многом зависят от новых технологий и веяний моды, могут отличаться по назначению - для индукционных, газовых или электроплит, могут быть с заварником или без, из стекла, алюминия, стали или керамики. Изменение формы чайников

13 слайд

Описание слайда:

ККрышка должна плотно закрывается, но чтобы чай не «задохнулся». В крышке должно быть маленькое отверстие. Крышка должна хорошо садиться на чайник и не падать, когда чай разливают по чашкам. Носик чайника должен находится под углом в 35 градусов, зауженный к концу. ачества хорошего заварного чайника

14 слайд

Описание слайда:

Электрический чайник был придуман изобретательным немцем. Нагревательный элемент, как и в современных чайниках находился снизу. Единственным принципиальным отличием от современного чайника было отсутствие автоматического выключения, однако и его скоро придумали. В наше время очень популярны чайники с электрическим подогревом различных форм. Техника не стоит на месте и уже родился чайник с радиоуправлением. Его можно включить, отправив SMS или позвонив своему чайнику, не вставая с места и не отвлекаясь от других дел. Изобретение электрического чайника

15 слайд

История чайника началась в Китае. В этой стране чай стал популярнейшим напитком еще в X веке.

Первые чайники для заварки изготавливали из исинской глины, затем китайцы научились делать фарфор. В Европу заварочный чайник попал в начале XVI в. благодаря английскому королю, который в 1664 г. первый оценил по достоинству привезенную ему в подарок купцами чудо-траву - чай.

В то время чайник представлял собой небольшой горшочек, предназначенный для одной порции чая. Превращение заварочного чайника в тот, которым мы пользуемся сейчас, произошло благодаря слиянию этого чайничка с исламским кофейником и китайским сосудом для вина, в котором чай перевозили. От этого винного сосуда нынешний чайник и унаследовал свою шарообразную форму.

Первые заварочные чайники, изготовленные в Европе, значительно уступали изящным китайским изделиям – они изготавливались из грубой керамики, были тяжелые и неудобные. Поэтому Китай оставался основным поставщиком чайников из фарфора до XVIII в. – именно тогда немцы научились производить фарфор, не уступающий китайскому.

С тех пор началось массовое производство чайников на европейских предприятиях. Некоторое время спустя, помимо фарфоровых чайников, стали выпускать чайники из серебра. Однако, они не получили широко распространения из-за того, что слишком нагревались, что отрицательно сказывалось на вкусе чая. Кроме того, у них сильно нагревалась и ручка.

В конце XVIII в. заварочные чайники приобрел привычные для нас сегодня черты, которые можно назвать классическими. В XX в. на форму чайников для заварки оказывал технический прогресс и всеобщее стремление к простым формам и повышению функциональности, а так же популярные направления в искусстве, такие как кубизм.

Во время второй мировой войны и последующего кризиса история чайника не пополнилась никакими новыми данными. Был кризис и депрессия. Лишь во второй половине 20 в. чайное производство вновь стало развиваться, продолжая путь функционального модернизма. А в 80-х годах 20 в. в дизайн чайников вернулась элегантность восемнадцатого века, классические формы, которые пользовались в СССР огромной популярность, а классические чайные сервизы из фарфора или фаянса были неизменным атрибутом каждого дома и популярнейшим подарком. Такие изящные сервизы с изысканным декором пользуются стабильным спросом и сегодня.

Однако, в наше время список материалов, из которых изготавливают чайники, значительно расширился. Например, в Европе популярны металлические чайники, рассчитанные на 1-2 чашки и предназначенные для заваривания чайных пакетиков. Достаточно популярны чайники из стекла. Естественно, для их изготовления используют жаропрочное стекло. Кроме того, чайники могут быть глиняные, фарфоровые, фаянсовые и даже пластмассовые.

Савостьянова Е.

Что мы представляем, когда слышим фразу «традиционное русское чаепитие»? Блестящий самовар, баранки, красивые чашки с цветочным рисунком, варенье и, главное, улыбающуюся семью, собравшуюся вместе. Однако знаете ли Вы, что, появившийся в XVII веке в нашей стране, чай очень долго не приживался и почти полтора века употреблялся исключительно как лекарство?!

Об этом и о многом другом было рассказано на выставке «ОтЧАЯнные истории», которая проходит в рамках I Всероссийского проекта «История вещей» в выставочном зале Фонда народных художественных промыслов. Проект посвящен повествованию об истории вещей, которые ежедневно нас окружают, которые настолько глубоко вошли в бытовую культуру, что мы просто перестали замечать их уникальность и уж точно никогда не задумываемся об истории их происхождения.

Выставка «ОтЧАЯнные истории»

Экспозиция выставки посвящена чайнику – предмету быта, без которого не обходится ни один день нашей жизни, – истории его появления в разных странах и изменениям облика с течением времени. На выставке собраны чайники, выполненные исключительно из металла. Многие из экспонатов – уникальны.

Помощь в формировании экспозиции оказали самоварные мастера (В. Башкин, Нижний Новгород), известные коллекционеры (С.П. Калиничев), историки самоварного чаепития (И.А. Соколов), деятели культуры и искусства (генеральный директор фонда «Кипучая жизнь» А.Б. Орешкин, народный артист России Б.В. Щербаков).

Выставка состоит из нескольких разделов, один из них посвящен странам с древней историей чайного дела – Китаю, Японии, Индии, Непалу, Бирме, а также Европейским странам и России, которые переняли традиции чаепития у восточных культур. Экспозиция охватывает период с XVII в. по XXI в. и рассказывает о многообразии водонагревательных сосудов.

Например, одним из самых удивительных экспонатов выставки можно назвать чайник в виде слона, выполненный из меди в XVIII веке в Китае, попавший в коллекцию Б.В. Щербакова во время его путешествия в монастырь Шаолинь. Такой чайник, по словам коллекционера, преподносится в качестве подарка по особым случаям.

В Японской коллекции, помимо чайников, котлов и чаш, выделяется ритуальный чайник с гравировкой на дне сосуда. Этот чайник дошел до нас с русско-японской войны 1905 года. Его уникальность состоит в том, что во время закипания воды гравировка будто бы оживала, поднимался пар и на стене появлялись затейливые изображения, которые, словно духи, предсказывали судьбу участнику ритуала.

Европейская традиция чаепития представлена привезенной из Варшавы бульоткой «Паровоз» конца XIX века, выполненной из латуни и посеребренной. Эта бульотка, а также часть чайного сервиза из серебра рассказывает о жизни польских аристократов: раньше она присутствовала на чаепитиях, устраивавшихся в поместье князей Радзивиллов.

Бульотка – это небольшой металлический чайник с крышкой, установленный на спиртовой горелке. Она предназначена для поддержания температуры воды или уже готового напитка, что делало бульотки незаменимыми во время путешествий. Часто их использовали и для кипячения воды непосредственно на чайном столе. Бульотку можно назвать младшей сестрой самовара – они очень похожи внешне, однако самовар больше размерами и устроен иначе.

У бульотки отсутствует труба-жаровня. Поскольку в основном бульотки использовались только в аристократической среде, почти все они выполнены искуснейшими мастерами и сегодня представляют высокую ценность.

Культурное представительство при Посольстве республики Иран в РФ, являясь одним из участников выставки, предложило вниманию посетителей удивительные по красоте расписные предметы для чаепития – сахарницу, тарелку, кувшин и чашки, выполненные из меди и покрытые эмалью, а также медный с позолотой самовар.

Удивительно, что, привезенный из России в Иран, самовар там прижился, не изменив своего названия и назначения. Однако иранцы несколько изменили его, сообразно своему вкусу и традициям.

В целом значительная часть экспозиции посвящена России. Здесь представлены не только чайники и самовары, но и сбитенники, а также глинтвейники. Уникален мельхиоровый посеребренный, инкрустированный костью самовар-«баран» второй половины XIX века, выполненный на фабрике мельхиоровых изделий и бронзы Александра Кача.

Здесь же – и самовар современного мастера Владимира Башкина, который на сегодняшний день является единственным мастером самоварного дела в России. Именно его руками был создан самовар, подаренный Патриарху Всея Руси Кириллу.

На выставке можно ознакомиться с еще одним из произведений искусства этого мастера – глинтвейником из меди и бронзы.

Вторая часть экспозиции знакомит посетителей с чайниками, связанными с необычными историями и личностями. Интересно было увидеть кофейник из викторианского сервиза, подаренного Бернарду Шоу его близкими после вручения ему Нобелевской премии. Представилась возможность полюбоваться предметами чайного сервиза начала XX века, которыми пользовался поэт, композитор и исполнитель Александр Вертинский, проживая в номере «Грандъ Отеля».

Чай любили попить и вожди пролетариата. На выставке представлен чайник В.И.Ленина, который он использовал во время жизни в Разливе, а также удивительный водогрей из гильз, с которым связана самая романтичная история выставки.

Солдат, вернувшийся живым с Гражданской войны, из оставшихся гильз сам выплавил чайник и две чашки, на которых выгравировал свое имя. Этот чайный набор он подарил своей невесте, дождавшейся его с фронта, в качестве свадебного подарка. Потомки этой семьи привезли сохранившийся набор на выставку.

На выставке посетители познакомились и с чайной упаковкой. В частности с жестяными упаковками для чая начала XX века, деревянным коробом для чая «А.К. Кузнецов» XX века, со старинными фантиками от конфет, дореволюционными вывесками и прейскурантами чайных домов. Современный период представлен работами студентов художественных ВУЗов, которые попробовали себя в роли дизайнеров оригинальной упаковки для чая.

Из истории чайника

История чайника непосредственно связана с историей чая и идет она из Китая и Японии, где чай, был не только напитком, но и частью жизненной философии. Прародителями современного чайника считают китайский хо-го и японские котлы. Хо-го – китайский самовар, он имеет вид котла, сужающегося книзу. В центре котла находится труба, в которую закладывается горящий древесный уголь. Эта труба позволяет поддерживать температуру воды или бульона, предварительно нагретого при помощи горелки, установленной под котлом. Хо-го, в отличие от русского самовара, не используют для приготовления чая – в нем варят блюда из мяса и рыбы. Первые хо-го находят и сегодня, эти древние изделия были изготовлены из керамики и относятся к периоду Троецарствия (220 — 280 гг.)

Вообще первые чайники появились лишь в XIV веке, когда в Китае возник новый способ заваривания чайных листьев – их заливали кипятком и давали настояться, — а для этого понадобились сосуды с крышками, которые сохраняли напиток теплым. В этот период чайники изготавливались из особого сорта пористой глины — зиши, которая и по сей день добывается в китайском городе Исин, славившимся своим гончарным делом еще с X века. Именно эти первые чайники из зиши и послужили прародителями современных чайников.

Культ чая в Японии в XVI веке привел к повышению спроса на чайники. В связи с этим появилась целая не только индустрия производства чайников, но и произошла настоящая революция в способах декорирования. Чайники, украшенные картинами природы и буддийскими сутрами стали цениться как настоящие предметы искусства. В этот период японцы стремились к овладению гончарным делом, для чего охотно приглашали китайских мастеров в качестве наставников. Со временем в Японии были разработаны новые самобытные способы изготовления чайников.

В Европе чайники появились в XVII веке, они были привезены голландцами, имевшими торговые связи с Китаем. Однако сами голландцы смогли создать чайник, устойчивый к горячим температурам, лишь в конце столетия, и только после этого началось промышленное производство чайников в Европе.

Первые европейские чайники были выполнены в грубой манере, они были тяжеловесными и неудобными. Поэтому Китай все еще оставался лидером по изготовлению фарфора. Только в начале XVIII века английские и немецкие мастера научились создавать не уступающий по качеству фарфор, а немного позже в Европе появилась металлическая чайная посуда.

Металл позволил создавать очень изысканные предметы, особенно популярным стало серебро. Возникла мода на серебряные чайные сервизы, обладание подобным предметом говорило о высоком статусе хозяина. Однако серебряные чайники очень сильно нагревались и были неудобными в использовании, а, кроме того, излишне высокая температура портила вкус чая. Одновременно появились оловянные чайники, которые смогли себе позволить все те, кто не мог приобрести более дорогие сервизы.

Форма заварных чайников менялась от круглых к квадратным и овальным, и лишь к концу XVIII века чайник приобрел все основные черты, присущие ему сегодня.

На Руси чайник появился даже раньше чая. Только он был видоизменен и имел другое название – сбитенник, а варили в нем традиционный русский напиток на основе меда – сбитень. Сбитенник внешне похож на чайник, но внутри у него расположена труба для закладки угля. Поэтому, когда в XVII веке на Русь пришел чай, посуда была приспособлена для его приготовления.

Первый чай был привезен в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана. Сначала он не пришелся по вкусу царю и знати – слишком был горький и терпкий. Однако позже они заметили, что этот напиток помогает долго оставаться бодрым, и его стали принимать в качестве лекарства. В конце века были заключены торговые контракты с Китаем на поставку в Россию сухих чайных листьев. Простой же народ поначалу к чаю относился настороженно, как и ко всему чужеземному, к тому же стоил он очень дорого. На рынках продавали чай самого низкого качества, поэтому долгое время народ продолжал пить травяные чаи из земляники, мяты, и душицы.

По-настоящему чай вошел в русский быт уже в середине XVIII века, однако приверженцы старообрядческой традиции не приветствовали чаепития. Сложилось сообщество, призывавшее пить только исконно русские напитки: сбитень, медовуху, травяные чаи. Члены этого сообщества носили перстни-печатки, на которых были изображены черти, пьющие чай, в знак осуждения традиции чаепития. Но, несмотря ни на что, чай стал в России истинно национальным напитком.

В это время появляются заварочные чайники, самовары и самовары-чайники. Первые русские чайники изготавливались из меди, латуни и серебра. Металлические чайники, впрочем, как и самовары, были настоящим произведением искусства, они изготавливались поштучно и стоили дорого. Самовары-чайники можно назвать предками современных термосов: они состояли из двух отсеков: в одном из них горел древесный уголь, а в другой наливалась горячая кипяченая вода. Таким образом, постоянно поддерживалась теплая температура воды, но, в отличие от самовара, воду не доводили до кипения.

Несомненно, главным атрибутом традиционного русского чаепития является самовар. Производство самоваров было налажено в середине XVIII века в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Ярославле и Туле. Именно в Туле, которая считается столицей самоваров, в 1778 году в первом в городе самоварном заведении братьями Иваном и Назаром Лисицыными был изготовлен первый в стране самовар. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который, хотя и работал на оружейном заводе, построил собственную мастерскую и занялся работами «по меди». Так что, с возраставшей популярностью традиции распития чая, кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

Самовары изготавливали разных форм и размеров, они были латунные, мельхиоровые и медные, многие из них являются настоящими шедеврами самоварного дела. Кроме вместительности и красоты самовары ценились за их «певучесть»: перед закипанием они издавали звуки, создававшие за столом особую атмосферу теплоты и уюта. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились и другие виды самоваров, например, керосиновые или электрические. Однако знатоки уверены, что самый вкусный чай получается только при заваривании его водой из самовара на древесных углях.

Сегодня настоящий самовар можно увидеть только в глухой деревушке или в музее, к сожалению в нашей стране их производством почти не занимаются.

Владимир Башкин изготавливает самовары сам, в своей мастерской в Сормовской слободе недалеко от Нижнего Новгорода. Сначала мастер заготавливает восковые, деревянные или металлические модели деталей будущих самоваров, некоторые элементы выполняются из пластилина. Затем они отливаются из латуни и «подгоняются», после чего их спаивают серебром, а готовое изделие полируют или покрывают другим металлом, например, никелем. На полное изготовление самовара требуется несколько месяцев.

Традиция русского чаепития издавна была не просто способом утоления жажды, но особым временем, проводимым в кругу близких. За чаем традиционно решались семейные вопросы, заключались брачные союзы и даже торговые сделки. Именно этим русская традиция отличается от исконной культуры чаепития в Японии, в которой преобладает философия созерцания.

Японская чайная церемония

В рамках выставки «ОтЧАЯнные истории» представителями чайной школы «Урасэнке» был проведен мастер-класс по искусству японской чайной церемонии. Как известно, обычай пить чай попал в Японию из Китая, однако культура чаепития была не просто перенята, но переосмыслена и возведена в ранг искусства, и знания правил чайного действа в стране стали передаваться от учителя к ученику.

Уже в XVI веке европейские путешественники, вернувшись из Японии, рассказывали о необычном ярко-зеленом горьковатом напитке «маття», который они попробовали на изысканных чайных церемониях. Называлось имя Сэн-но Рикю, известного чайного мастера того времени. Именно он, на протяжении всей своей жизни изучая искусство чайной церемонии, развил стиль «простоты», в котором вместо богатой китайской утвари использовалась простая японская, и преобразовал чайную практику в философию жизни. Это знание лежит в основе современного искусства «Тядо» — Путь Чая.

Чайная церемония начинается с прибытия гостей. Сигналом того, что все готово, служат слегка приоткрытые ворота чайного комплекса и опрыснутая водой дорожка из камней, ведущая к нему. После прибытия гости оказываются в прихожей, где они могут оставить все лишнее и сменить обувь, затем они проходят в сад.

Тихий чайный сад оформлен как горная тропинка посреди растений и цветов. Гости, гуляя по саду, настраиваются на безмятежность и покой, освобождая свое сознание от проблем и забот. Поприветствовав хозяина перед чайным домиком, гости совершают обряд омовения рук и рта в специальном небольшом колодце, символизирующем очищение духа и тела. Чтобы оказаться внутри помещения, гости вынуждены буквально протискиваться сквозь маленький вход – это также является своеобразным ритуалом переходом в мир спокойствия: ни один входящий, из-за размеров прохода, не сможет пронести внутрь оружие. Перед приходом гостей хозяин в специальной нише в стене – «токонома» — вывешивает свиток с изречением мастера Дзэн, которое отражает тему и настроение сегодняшней чайной встречи. В бронзовом очаге разводится огонь и ставится котел с водой.

Пока вода в котле нагревается, гостям подается угощение – «кайсэки». Блюда очень просты и, вместе с тем, изысканны – целью угощения является избавление от чувства голода и, соответственно, от дискомфорта. В конце подаются сладости «омогаси», которые, как и «кайсэки», приготовлены небольшими порциями для удобства вкушения.После этого гости на некоторое время покидают чайный домик, чтобы подготовиться к главной части церемонии – подаче густого чая. В это время хозяин меняет свиток с изречением в «токонома» на цветы и совершает все необходимые приготовления к чаю.

Главное действо начинается с символического очищения утвари хозяином, что позволяет гостям полностью проникнуться его настроением и начать дышать в ритме его движений. После этого керамическая чаша прогревается горячей водой для того, чтобы чай получился нужной температуры. В этой же воде омывается венчик. Затем хозяин протирает чашу, и при этом неторопливо в неё смотрит – в ней он видит свое сердце.

В чашу добавляется чай «маття», заливается горячей водой и взбивается венчиком так, чтобы получилась густая масса. Кланяясь, хозяин передает чашу с готовым чаем своим гостям, начиная с самого старшего или с самого почетного. Гость принимает чашу правой рукой, кивает следующему за ним гостю, ставит чашу на левую ладонь, покрытую шелковым платком, и, повернув чашу два раза по часовой стрелке, отпивает из нее. Поворачивается чаша для того, чтобы украшающий её рисунок был отвернут от гостя и при питье не был намочен – так гость оказывает уважение дому, стремясь сохранить передающийся из поколения в поколение сервиз. Затем гость откладывает шелковый платок, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт ее своему соседу. Эта процедура повторяется каждым гостем, после чего чаша возвращается к хозяину.

Все гости пьют чай из общей чаши, таким образом, создается атмосфера полного единения. После того, как чаша оказывается у хозяина, он снова передаёт ее гостям, чтобы каждый из них мог полюбоваться украшающим её рисунком и оценить мастерство изготовления.

Затем хозяин готовит легкий чай для каждого гостя, тем самым начиная новый этап церемонии – этап отдыха и неторопливой беседы. Во время беседы не говорят о заботах и делах, а обсуждают красоту чайной утвари, уют в домике, изречение на свитке, вкус чая и красоту цветов. Непосредственно перед подачей чая гостям предлагают сладости, а после окончания чаепития гости снова осматривают чаши, которые были поданы специально для легкого чая. Когда беседа завершена, хозяин, поклонившись, покидает гостей, давая понять, что церемония окончена. Перед уходом гости еще раз осматривают чайную комнату, очаг, цветочную композицию – по правилам цветы в «токонома» к концу церемонии должны распуститься, напоминая всем о времени, проведенном вместе. Хозяин провожает гостей, молча, кланяясь им у входа в домик, а после их ухода возвращается в чайную комнату, где еще некоторое время предается воспоминаниям о проведенной встрече. Затем он убирает цветы, протирает очаг, уносит всю утварь и уходит. Уборка – символ подведения окончательного итога, важно, чтобы церемония сохранилась лишь в памяти участников, не оставив никаких внешних следов в домике.

Невозможно представить культуру Японии без прекрасной традиции чайной церемонии, но так же и понимание русской культуры неразрывно связано с чаепитием у самовара. На первый взгляд, между двумя этими традициями существуют огромные различия – тогда как японская церемония предполагает безмятежное спокойствие и получение эстетического удовольствия, а русское чаепитие обычно шумное, сопровождается шутками и разговорами. Но, тем не менее, чай во всех культурах выполняет единую функцию – он объединяет людей. Возможно, именно сегодня, в век высоких скоростей и общения на расстоянии, когда люди стали пользоваться электрическими чайниками и заваривать чай из разовых бумажных пакетиков, и стоит вернуться к истокам — собраться всей семьей, пригласить гостей на неторопливое чаепитие, чтобы почувствовать удивительную теплоту и уют домашнего очага.

Литература:

1.​ Варебрус Л. Радиофильм «Самоварные страсти Володи Башкина». URL: http://www.radiorus.ru/news.html?rid=4342&date=28-04-2013&id=646570 Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/russian/169755.htm (дата обращения: 04.05.2013).

2.​ Музей «Дом Чая». URL: http://www.bloxa.ru/exbr/exbrseptember/traders/muzei_chainika/

3.​ НП «Тяною» Московское представительство чайной школы Урасэнке URL: http://www.chanoyu.ru/action/action.html

4.​ НП «Тяною» Московское представительство чайной школы Урасэнке URL: http://www.chanoyu.ru/culture/culture.html

5.​ Региональная Общественная организация развития культурных связей с Ираном. URL: http://persia.ru/main/?page=559 (дата обращения: 03.05.2013).

6.​ Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации. URL: http://www.fond-narprom.ru/7

7.​ Энциклопедия «Что есть что». URL: http://what-is-what.ru/veshi/42-bulotka.html

Вишняков Василий Николаевич 2094

Мнения о времени и месте появления первого электрического чайника разнятся, но историки уверены, что произошло это в конце XIX столетия.

По одной информации «электрический носатый первенец» был представлен в 1881 г. американской фирмой Carpenter Electric и кипятил воду за 12 минут. Нагревательный элемент в устройстве находился под дном чайника в отдельном блоке.

Другой источник упоминает некоего полковника Кромптона, который вмонтировал нагревательный элемент в подставку обычного чайника и продемонстрировал свое изобретение в 1893 на международной выставке в Чикаго.

Огромным минусом электрочайников того времени была малая эффективность, вследствие того, что нагревательный элемент был снаружи (что-то наподобие маленькой электроплитки прикрепленной ко дну большого тяжелого сосуда с длинным носом и изогнутой ручкой).

Цены в интернет-магазинах:


Electrozon 1 780 Р

В 1922 году англичанин Артур Лардж с компанией таких же конструкторов компании The Swan наконец-то решились поместить нагревательный элемент внутрь чайника, что позволило значительно ускорить закипание воды и уменьшить расход электричества на нагрев. Тогда же была разработана и первая автоматическая защита, которая срабатывала при отсутствии в сосуде воды. В большинстве своем, те приборы были сделаны из металла с бакелитовыми ручками и крышками.

Вторая мировая война и нехватка металла заставили задуматься о производстве чайников из других материалов. В итоге появились керамические сосуды.

1956 год стал одним из значимых в истории совершенствования электрочайников. Этому способствовала изобретенная Расселом Хоббсом (Russell Hobbs) система автоматического отключения электричества при закипании воды. Кроме того, вместо традиционной «лебединой» формы, стали производить цилиндрические, сферические чайники с узким коротким носиком.

В 70-ые годы XX столетия чайник принял так популярную сегодня форму кувшина, а развитие других наук, изобретение новых материалов позволили сделать чайник легким и практичным благодаря использованию термостойкой пищевой пластмассы.

В конце прошлого века изобретатели снова вернулись к тому, с чего начинали – нагревательный элемент поместили в дно чайника, правда уже с новыми знаниями и технологиями. А верхом развития стал плоский дисковый нагреватель с подведенными к нему контактами.

Развитие технологий, идея разделить чайник на корпус и подставку подарили нам легкий, удобный и безопасный способ побаловать себя горячими напитками.

Цены в интернет-магазинах:

MELEON 2 090 Р