Главная · Мир женщины · Упражнения на развитие воображения для студентов. Как развить фантазию и воображение у взрослого. Упражнения и видео ☺ Школа юмора. Упражнения: Как развить воображение

Упражнения на развитие воображения для студентов. Как развить фантазию и воображение у взрослого. Упражнения и видео ☺ Школа юмора. Упражнения: Как развить воображение

Еще необходим какой-то креатив и развитое воображение .

Воображение - это способность человека создавать образы (во - образ - ение) спонтанно в какой-либо ситуации, связывать эти образы какой-то идеей, и все это может вылиться в сказку или в басню или в быль и небылицу. То есть, если вы начали развивать это качество в себе, то далее вы увидите вам захочется большего - чего-то полного, чтобы не просто были какие-то образы, а чтобы все это воспринималось как законченный и интересный рассказ. Тогда человек воспринимается как человек с большей значимостью, это ценят не только девушки, но и все люди, поэтому иметь способность воображения - ценное качество и для пикапа нужная вещь (ниже мы будем ее развивать).

Подытожим: значение слова воображение - если говорить двумя словами - это мыслить образами . Казалось бы есть ситуация, и наши органы чувств (например: глаза) не видят никаких образов, а парень рядом так расписал ситуацию в образах красиво, что все "со смеху катались по полу".

Фантазия - это разновидность творческого воображения. И фантазировать, как оказывается, не все умеют, а у некоторых не очень получается. Очень важно для развития воображения бывать в разных местах, странах, путешествовать, быть на разных тусах и мероприятиях, смотреть фильмы, знать все новое (тенденции, моду), потому что только через этот опыт у вас получится воображать(психология).

Мечта - тоже продукт воображения. Весьма полезный и очень нужный в жизни. Тот, кто умеет мечтать - быстрее развивается. Не позволяйте жизненным сложностям - "затыкать" эти процессы.

Вообще, как бы, развивать мышление и хорошее воображение надо бы с детства, потому что это подобно иностранному языку, в детстве учить языки легче, а в возрасте - сложнее и тут также. Если бы о развитии воображения позаботились родители или учителя, то проблем бы особо не было, поэтому умные родители, отдают своих детей в прогрессивные школы.

Виды воображения человека

Чтобы понять получше давайте взглянем на разновидности :

1. активное воображение - это когда человек старается и прикладывает определенные усилия для проявления этого процесса (если в детстве не развито, то приходится подняпрягаться)

2. пассивное воображение - это, когда оно само работает непреднамеренно, например, в случае, если в детстве с ним поработали, то оно работает в пассивном режиме и напрягаться не надо.

То есть понятно наверное, что по мере развития активное способно перейти в пассивное.

Приемы для моделирования воображения

а) Гиперболизация - это увеличение свойств, качеств образа предмета. (Например: у нее такие большие уши как у чебурашки). Антоним - миниатюризация (приуменьшение качеств и интенсивности свойств предмета или человека через образы)

б) Агглютинация - соединение несоединимых в реальности предметов через образы.

в) Перестановка - перемещение свойств или частей предмета и представление предмета в новом образе.

г) Замещение - замена частей предмета или образа.

д) Комплексирование - соединение частей в единое целое (возможно и несовместимых и на первый взгляд, а как же он так вообразил это? А вот так вот...)

з) Регенерация - воостановление недостающих областей образа (достройка).

и) Типизация - выделение каких-то общих признаков у предметов или явлений (проявляется при развитом воображении).

к) Трансформация - преобразование формы в какую-то другую. (Например: Катя ты такая стройная сегодня как береза)

Этих видов вполне будет достаточно для начала развития своего воображения...начинайте внедрять в свою речь и мышление по одному виду в день например или в неделю.

Какие могут быть характеристики воображения

  1. точность - по мере развития воображения, образы, которые вы будете генерить будут все более точными; Вначале над вашими образами буду посмеиваться или наоборот не будет реакции, в этом случае нужно понять, что пока с воображением у вас туго, но все развивается, через способы моделирования (указаны выше). Также смотрите Камеди Клаб, Камеди Woman и тд, там транслируется просто гиперразвитое воображение.
  2. Гибкость - сперва тоже все бывает плоско в этом деле, потом будет все гибче и круче.
  3. Оригинальность - если вначале вы будете повторять плоды чьего-то воображения, то по мере развития этого навыка, будете уже генерить свое и оригинальное.
  4. Беглость - это означает, что по мере развития все будет получаться гораздо быстрее, тренируйтесь.

Как развивать воображение - упражнения

Упражнение 1 : развивайте представления, например, пробегайтесь по ним с утра:

  • зрительные представления : лес, роза, дупло, лодка, собака, улыбка.
  • слуховые представления : шум прибоя, бой барабана, как говорит инопланетянин, лай собаки;
  • обонятельные представления : запах розы, запах моря, тины, свежесть лесной прохлады, запах земляники;
  • осязательные представления : укол игры, вас кто-то ущипнул, поцеловал в ушко, оса ползет по руке, бархат кожи, представьте как iphone 7 - лежит в ваших руках(и каковы ощущения).
  • двигательные представления : плавание, вы в роли человека паука такой же ловкий, качание бицепса, поцелуй.

Упражнение 2 - это игры для развития воображения

Игры - это очень мощное развивающее действие, поэтому то в детстве его "навалом". Не избегайте их, если хотите развить собственное воображение. Какие игры тут будут уместны и хорошо подойдут:

  1. "игра со словами " - один человек придумывает первое слово на определенную букву, далее второй человек тоже на эту же букву и тд, но надо придумать и обвязать это одной идее, например - для создания далее из них стихотворения или сразу по ходу, для создания поговорки, басни, сказки.
  2. "игра - ваш рассказ " - попробуйте выдумать историю, из тех слов, что вам предложат слушатели или для начала просто любую историю. В любом случае, обычно в этих играх лучше брать опорные слова.
  3. "игра - что было бы, если бы... " Один человек говорит, например,: "Что, если бы инопланетяне высадились около твоего дома и протянули тебе руку и сказали - иди к нам...", или "Что было бы, если бы Москва оказалась островом, окруженным морем..." и так далее, можно придумывать фантастически веселые вопросы и ответы, что является мощным толчком для развития вашего воображения.
  4. "игра - сочинить сказку, басню, загадку, поговорку " - это уже посложнее, для преподавателей пойдет на второй этап.

Упражнение 3: читайте воображая

То есть, если в тексте вы видите описание города, рынка, природы, тела, обстановки - попробуйте это все вообразить, не надо в этих местах перескакивать и тогда это улучшить ваши способности в воображении.

Упражнение 4

изучайте и , в них много ценного...разбирайте их по частям.

Упражнение 5

возьмите географическую карту и проходитесь по разным маршрутам, это будет также пищей для развития воображения.

Упражнение 6

старайтесь не пить алкоголь - это хоть и улучшает воображение в первые моменты или месяца, но потом мозг деградирует, постоянная память исчезает и воображение будет скудным или больным, но никак не хорошим.

Развивайте этот навык и, в конечном итоге, вы узнаете, что такое сила воображения.

Воображение – уникальная способность сознания человека к созданию образов, представлений, новых идей и объектов из предметов, которые в реальном мире не воспринимаются им как единое целое (они не существуют или же не совместимы).

Воображение – форма психического отражения мира, основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать поставленные перед ним задачи, не прибегая к практическим действиям. Сознание позволяет не просто преобразовывать знакомые вещи, но и использовать их в своих собственных целях. Это позволяет человеку планировать, моделировать, творить, играть и запоминать.

Важно! Воображение развивается в детстве и усовершенствуется во взрослом возрасте, но лишь в случае постоянной тренировки.

Не зная, как развить фантазию и воображение, необходимо уделять внимание описанным ниже упражнениям и чтению хороших книг.

Как развить воображение (упражнения для тренировки) взрослым

Многие взрослые люди страдают от отсутствия у них воображения. Они не могут сочинить детскую сказку, придумать хорошую шутку, создать картину или пошить карнавальный костюм.

Причина этого видится в отсутствии таланта, но в действительности все дело в отсутствии воображения. Для развития его существуют специальные упражнения, последовательное выполнение которых поможет справиться с отсутствием фантазии.

Тренировка ритма внимания

Для выполнения этого упражнения необходимо расслабиться, сосредоточить все внимание на кистях рук. Голову следует освободить от любых мыслей. Каждый день нужно упражняться не менее 5-10 минут. При этом можно менять положение тела и угол обзора.

Главное – это полная концентрация внимания на исследуемом объекте при отсутствии каких-либо посторонних мыслей. Разрешено моргать, отводить взгляд нежелательно, нужно все время смотреть на руки.

Упражнение считается выполненным, если в течение всего отведенного времени, получается уделять внимание исключительно рукам, не переводя взгляд на другие находящиеся в комнате предметы. При помощи этого упражнения развиваем воображение у взрослых достаточно быстро.

Запечатление стирания

В комнате нужно найти привлекающий взгляд предмет и концентрировать на нем внимание в течение 5 секунд, стараясь мысленно сфотографировать его. Закрыв глаза и задержав дыхание нужно воспроизвести предмет по памяти. На выдохе необходимо освободить сознание от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение выполняется неоднократно, за день нужно совершать не менее 50 запечатлений и стираний. При этом время для упражнения выбирают произвольно, заранее определять его не стоит. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в сутки. Каждый раз можно выбирать разные объекты для изучения.

Запечатления удержания

На протяжении 3-10 минут смотрят на предмет, после чего с закрытыми глазами восстанавливают его образ в сознании. Воображать предмет нужно цветным. Один подход – запечатление и удержание, занимает от 5 до 15 минут времени.

Основная цель упражнения – научиться чувствовать части тела и окружающие предметы. К следующему упражнению переходят, если человек четко представляет воображенный предмет с закрытыми глазами.

Как только это получится, следует перенести образ на белый лист бумаги, учиться запоминать картины, книжные страницы, произведения. Тренировка позволяет достигнуть 6 уровня развития воображения.

Остановись мгновение

Выбрать конкретную картину, быстро оглядеть ее, закрыть глаза, воспроизвести отдельные детали по памяти. Это будет сложно, но тренируясь до 15 раз в день можно довести время удержания картины в памяти до 5 минут. Думать при этом нельзя, сознание должно быть освобождено от любых мыслей не менее чем на 15 секунд.

Мгновенное фото

Выбрать на улице предмет или прохожего, закрыть глаза и представить его себе точно таким же как и наяву. Неоднократная тренировка позволит представить запомнившийся предмет и на другом фоне, но уже с открытыми глазами.

Живая фотография

Выбрать прохожего, мельком взглянуть на него, закрыть глаза, мысленно представить, после чего постараться оживить полученный мысленный снимок, заставив его продолжить движение.

Вначале подобное может не получиться, но спустя 2-3 недели тренировок фотографию в воображении удастся оживить. Избежать ошибок можно сравнивая воображаемый образ с реальными действиями объекта.

Манипуляция фотографиями

Представив в воображении конкретный предмет, нужно постараться изменить его положение в пространстве, форму и размер. Несколько предметов можно соединить в один и наоборот, цельную картину разложить на отдельные фрагменты.

Фигуры

Просим кого-нибудь разложить на столе спички и прикрыть их бумагой. На одно мгновение лист бумаги приподымается и упражняющийся запоминает получившуюся фигуру. Он закрывает глаза и мысленно представляет увиденное, стараясь не только расставить спички по местам, но и посчитать их.

Как только это будет выполнено в воображении, нужно взять еще спичек и выложить фигуру на отдельном листе, после чего приподнять первый лист и сравнить оригинал с тем, что получилось. Упражнение выполняют до полного совпадения двух фигур. При этом в процессе изучения их уделяют внимание цвету, количеству и качеству спичек.

Тренировка для воображения считается завершенной при условии удержания в сознании места расположения не менее 10 спичек подряд.

Умение видеть главное и особенности

Необходимо 200-300 спичек. Помощник диктует различные слова, а упражняющийся выкладывает соответствующие ассоциации из спичек. Слова диктуются с интервалом в 1 минуту, но по мере улучшения результата это время сокращается до 30 секунд.

Упражнение считается завершенным, если удается воспроизвести не менее 50 слов, при этом не просто составляют ассоциации, а и воспроизводят вслух полученные слова после завершения диктанта.

Важно! Развитое воображение делает жизнь ярче. Умение создавать образы, мыслить неординарно, проводить параллели и ассоциации помогает в работе и личной жизни.

С помощью описанных выше упражнений можно достигнуть значительных успехов в развитии воображения даже у тех людей, которые о такой способности не подозревали.

Приемы создания образов воображения

Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

  1. Комбинирование . Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
  2. Агглютинация . Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
  3. Акцентирование . При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
  4. Заострение . Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
  5. Схематизация . При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
  6. Типизация . В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.

Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – разновидность созидательной деятельности сознания, в процессе которой происходит формирование совершено новых образов и идей. При этом на основу могут быть взяты уже имеющиеся.

Важно! Развитие воображения невозможно без чтения книг, пополнения своего словарного запаса, проведения ассоциаций.

Если времени на это нет, то можно необходимо выполнять следующие упражнения для развития воображения:

  1. Буквы . Выбирают любую букву из алфавита, после чего называют все предметы, находящиеся в комнате и начинающиеся на эту букву. Регулярно упражняясь можно не только развить внимание и память, но также фантазию и мышление. Недостающие предметы можно вообразить.
  2. Называем и описываем . Выбрать любую понравившуюся картину и попробовать назвать и описать ее самостоятельно. Это же упражнение можно применять к людям и предметам. Оно позволяет развить не только творческие способности, но и азы креативного мышления.
  3. Геометрия . Найти геометрические рисунки и постараться назвать предметы, которые с их помощью пытаются изобразить.

Тренируясь не менее 10-20 минут в день можно значительно улучшить заложенные от природы способности к творчеству, интеллектуально обогатиться, развить память. Развитие творческого воображения – долгий, но интересный процесс.

Книги, развивающие воображение

Многие рационально мыслящие люди отказываются от чтения книг, написанных в жанре фантастики и фентези, не читают сказок и историй, где автор заведомо привирает. Они полагают, что подобное чтиво предназначено для детей и подростков и недостойно взрослого человека. В действительности это не так.

Сказки и интересные фантастические истории помогают развить фантазию не только у детей, но и у взрослых. Если же читать нечто подобное неинтересно, можно изучить одну из следующих развивающих книг:

  • «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно);
  • «Игры разума» (Майкл Михалко);
  • «Методы развития памяти, образного воображения, мышления» (Игорь Матюгин).

Интересными, но далеко не научными произведениями, позволяющими значительно расширить пределы разумного, являются книги для развития воображения, следующих авторов:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд;
  • Михаил Булгаков.

Стоит еще раз остановиться на том, что чтение фантастики помогает развить воображение до невиданных масштабов. Именно поэтому маленькие дети с такой легкостью сочиняют забавные истории о своих игрушках, родителях, друзьях, в то время как взрослым подобное дается с трудом. В детстве фантазировали все, но повзрослев, об этой способности забыли.

Человек вполне может существовать без воображения, но способность к воссозданию новых образов и идей никогда не бывает лишней.

Родительское собрание

«Воображение и его роль в жизни ребенка».

Задачи:

1.Подчеркнуть важность воображения, в общем и эстетическом развитии ребенка.

2.Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Форма собрания: Учебное занятие в домашней школе интеллектуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Значение воображения в интеллектуальной деятельности человека.

Воображение и творческие способности.

Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.

Родительский практикум.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Классный час с учащимися «Мир вокруг меня».

Одним из заданий классного часа является анализ учащимися чернильной кляксы на листе ватмана. Учащимися предлагается увидеть в кляксе очертания какого-то рисунка.

2. Выставка поделок ребят под названием «Необычное в обычном».

Для поделок ребятам предлагается различный материал: коряги, пластилин, проволока, проволока, листья деревьев, перья птиц и т.д. Из привлеченного материала они должны сделать поделку и дать ей название с объяснением.

3. Выставка проектов ребят под названием «Перевертыши».

Ребятам предлагаются различные привычные предметы обыденной жизни. Им необходимо показать, как их можно использовать не по прямому назначению. Такими предметами для анализа могут стать: зонт, шляпа, дорожный знак, сумка, грелка, ремень, очки, вязальные спицы, кирпич, солнечный луч, трамвай и т.д. Каждый ребенок должен не только представить свой проект, но и защитить его, доказав полезность использования данного предмета в новых условиях.

Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование детей.

Нравится ли тебе:

Наблюдать за облаками;

Рисовать;

Делать творческие проекты;

Придумывать на уроках по заданию учителя;

Делать необычные вещи из обычных вещей;

Сочинять стихи и рассказы;

Конструировать;

Фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

Наблюдать за явлениями природы;

Представлять себя в прошлом и будущем.

Анкетирование родителей.

Ваш ребенок:

· фантазер;

· придумщик различных игр и забав;

· сочинитель невероятных историй;

· творец и выдумщик невероятностей;

· экспериментатор и изобретатель.

Как вы поступаете, если считаете, что ребенок переходит все границы в своих фантазиях?

Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность умение представлять?

Считаете ли вы эти интеллектуальные умения важными в учебной деятельности?

Ход собрания.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности ребенка.

Развитие ребенка происходит только в деятельности . Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством.

Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Сегодня мы поговорим о воображении.

Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

Основой творчества является воображение. Без воображения нет мыслительной деятельности.

Воображение – это процесс создания новых образов и идей путем преобразования предшествующего опыта. Складывается он постепенно с опорой на речь, восприятие, память, операции мышления.

Ни секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

Поэтому одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления, включая обязательно эмоциональную сферу.

Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

В школе ребенок получает эту возможность, но она только будит интерес ребенка, а в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе и учебной.

Результаты анкетирования детей.

Не любят делать творческие проекты – (большинство)

Не любят придумывать на уроках по заданию учителя - (большинство)

Не любят конструировать – (меньшинство)

Не все дети любят наблюдать за облаками, за явлениями природы. Рисовать, сочинять, фантазировать, делать необычные вещи - любят все.

Результаты анкетирования родителей

На вопрос «Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность, умение представлять» были интересные ответы:

Путешествуем по другим городам, отдыхаем на озерах, стараемся спрашивать обо всем в подробностях, рассказываем, что и где может быть интересного и увлекательного, наблюдаем за окружающим, посредством игр, чтения, бесед, развития зрительной памяти и др.

(Родители получают распечатку с упражнениями по развитию воображения у детей).

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметы изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет большее число предметов.

3. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если…?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», сказуемым – «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 – с существительными и 5 – с глаголами. Например, на пяти карточках – стол, телефон, светофор, ложка, утюг; а на остальных – летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну – существительные, в другую – глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки перемешиваются.

Играющий должен, не глядя, вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если…?»

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время экскурсии, прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету».

4). «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что они бы подумали или сделали на месте героя.

5).Сочинение сказок и историй. Ребенку предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем – живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшем из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом).

6). Сочинение рассказа по отдельным словам . Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

7). Игра «На что это похоже?» В эту игру может играть несколько человек. Один – водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет. Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

8). Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

9). Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки).

10). Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

11). Упражнение «Поделки». Сделать поделки, используя один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, шапочку, панцирь черепахи и т. п.)

12). Игра «Рисунок в несколько рук». Предлагают всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища воплощения своего замысла. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

13). Группа игр с использованием рисунков. Задания на: угадывание предмета по его частям («Угадай, что за зверь?»), по контуру («Чья это тень?»), поиск признаков сходства и различия, нахождение «спрятавшихся» предметов в лабиринте линий.

Упражнения зачитываются и разъясняются.

Вопросы и предложения родителей.

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно развитие воображения у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Презентация: "Развиваем воображение и внимание"

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Презентация: "Развитие и коррекция воображения у детей"

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Презентация: "Развитие творческого воображения"

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Презентация: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий"

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.
Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Играя в простые на первый взгляд игры по развитию воображения с ребенком, мы тоже начинаем воображать и фантазировать, помогая создать захватывающий сюжет.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления. Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

Часть 2

Используйте свое воображение
  1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

    • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
    • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
  2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

    • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
    • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
    • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
    • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
  3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

    • Чем точнее и детальнее вы представите себе ту или иную ситуацию, тем больше вероятность того, что обстоятельства сложатся так, чтобы эта ситуация с вами действительно произошла.