Главная · Отношения · Нелегко снимать зверей заяц просит поскорей. Имя существительное. ТФП - не подходит

Нелегко снимать зверей заяц просит поскорей. Имя существительное. ТФП - не подходит

Галя Логинова
Занятие по речевому развитию «Узнай по голосу»

Программное содержание : познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр, показать, что речь каждого человека отличается своей собственной, особой окраской голоса ,

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Игра «Отгадай, КТО говорит?» - дети заранее учат несколько стихотворений.

ФОТОГРАФ Нелегко снимать зверей.

Заяц просит : «Поскорей!»

Мышь пищит : «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка.»

«Уколю, - грозится ёж, - Если снимка не пришлёшь!»

Утром дед спросит у внучки :

«Почему не моешь ручки?»

Отвечает внучка : «Я не белоручка!»

Жук жужжит : «Я шёл и шёл, жёлтый камешек нашёл.»

«Это жёлудь! Ты не прав,» - говорит ему жираф.

«Что ж повесь его на сук» ,- говорит жирафу жук.

1. Игра «Нош раем-угадаем»

Воспитатель произноси стихи Арсена Басова. На вопросы отвечает один из детей. Водящий должен назвать по имени того, кто дал ответ на вопрос, т. е. узнать его по голосу .

ИГРАЛ ОЧКА

Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец. Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал , что-то громко бормотал.

Только эго, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг. Угадайте - кто? (Индюк)

Да! Индюк! Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо - превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать. По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд или. Кто? (Собака)

Не зовут собаку Шайкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает. Как кто?. (Кошка)

Верно, верно! Угадали, будто где её видели!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята : тут. лисички, там - опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые. Что?. (Поганки)

Что? Поганки? Неужели? Но поганки захотели Стать полезными грибами, и пришли на кухню сами.

И сказали : «Как хотите, хоть зажарьте, хоть сварите.

Обожаем поваров! Ненавидим. Кого?. (Докторов)

То, что я сказал вам, - тайна. Догадались вы случайно.

Это был большой секрет, но от вас секретов нет!

3. Игра «Кто за дверью?»

Воспитатель предлагает детям сказать текст : «Кто, кто в теремочке живёт"? Кто, кто в невысоком живёт?» Ребёнок должен по голосу определить , кто произносил текст.

Вывод, устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других. людей.

4. Анализ речевой ситуации .

Послушайте отрывок из английской народной сказки «Три поросёнка» и подумайте, почему волку удалось перехитрить Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа? Помните, как два брага, гуляя, разбудили волка, который решил их съесть? Братцы пустились наутёк от волка

«Едва братья успели запереться (в домике Нуф-Нуфа, как услышали голос , волка : «Ну, теперь я вас съем обоих!» Ниф-Ниф и Нуф-Нуф испуганно

поглядели друг на друга. Но волк очень ус тал и потому решил пойти на хитрость.

«Я передумал!» - сказал он так громко, чтобы его услышали в домике.

«Я не буду есть этих худосочных поросят! Я лучше пойду домой!» Братьям стало весело, и они запели, как ни в чём не бывало.

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?

А волк и не думал уходить. Он просто отошёл в сторонку и притаился. Ему было очень смешно. Он с трудом сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Как ловко он обманул двух глупых, маленьких поросят!

Когда поросята совсем успокоились, волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому. У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались.

Кто гам? - спросили они, у них снова затряслись хвостики.

Это я-я-я, бедная маленькая овечка! - тонким, чужим голосом пропищал волк .

Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!

Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.

Овечку можно пустить! - согласится Нуф-Нуф - Овечка не волк!

Но когда (большой мастер) поросята приоткрыли дверь, они увидели не овечку, а всё того же зубастого волка. Братья захлопнули дверь и изо вех сип налегли на неё, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться».

Да, волк большой мастер подделывать свой грубый голос - может тонко просеять, как овечка. Вспомните, в каких ещё сказках волку удавалось перехитрить других героев и причинить им вред только потому, что он так удачно изменял окраску своего голоса ?

(«Волк и семеро козлят» , «Красная Шапочка» )

5. Физкультминутка.

6. Помните сказку «Три медведя» ? Какие слова произносили недовольные Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка?

7. Дидактическое упражнение «Найди ошибку» .

8. Дыхательное упражнение «Гудок» .

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка —зима :
Не сугробы — терема !
На деревьях синий иней ,
Как густая бахрома .

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

Упражнение 51, с. 24

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Упражнение 52, с. 25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) бе рёза, (кто?) учи́те льни ца,
(что?) де кáбрь, (кто?) обе зь я́на,
(что?) ка рти́на, (кто?) са дóвник,
(что?) мéся ц, (кто?) дéво чка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Упражнение 53, с. 25

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

→ ка пуста → но ябрь → саха р → ри сунок → ве те рок → ста кан → вете р

→ уче ник → зая ц → со рока → ме дведица → ме двед ь → ля гушка → сне гирь → ли сица

  • Помогите коту и собачке собрать «свои» слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень.

Медвед/ ь — медвед/ ица, ветер/ ок — ветер/ .

Упражнение 54, с. 26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Упражнение 55, с. 26

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

  • Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

Зима

Сущ. сущ. сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
сущ. сущ. сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
сущ. сущ.
засыпал кусты и деревья.

Упражнение 56, с. 27

56. Вспомните имена существительные на тему «Школа» из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) уче ник, уче ница, учите льница.
(Что?) пе нал, те традь, ка ра ндаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд — одушевлённые существительные.
Второй ряд — неодушевлённые существительные.

Упражнение 57, с. 27

57. Прочитайте.

Н астя и М аша Т олмачёвы из города К урска представляли Р оссию на конкурсе детской песни «Е вровидение-2006″. И победили! Они исполнили песню «В есенний джаз». Н астя и М аша занимались в эстрадной студии «С верчок».

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша — имена. Толмачёвы — фамилия. Курска — название города. Россию — название страны. «Евровидение» — название конкурса. «Весенний джаз» — название песни. «Сверчок» — название студии.

Упражнение 58, с. 27

58. Впишите имена собственные.

Моё имя — Иван .
Моё отчество — Сергеевич .
Моя фамилия — Никитин .

Упражнение 59, с. 28

59. Разгадайте ребусы, в которых «спрятались» имена. Запишите эти слова.

Зина Юля Игорь Роман

Упражнение 60, с. 28

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

В деревне

Девочки А ня и К атя жили в деревне М асловка. Рядом протекала речка Р ожайка. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Д ружок. На лугу пастушонок В олодя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка М илка мычала. Чёрная тёлочка Н очка нюхала травку. Бычок Б оря жевал длинный стебелёк цветка. Конь К умир стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Упражнение 61, с. 29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

  • в названия государств:

Россия, Франция, Англия;

  • в названия городов:

Москва, Ярославль, Владимир;

  • в названия рек:

Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;

  • в названия планет:

Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля — красивая планета .

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля , Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца , но: обработка земли, восход солнца.

Упражнение 62, с. 29

62. Прочитайте.

Наше О течество, наша Р одина — матушка Р оссия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество — Родина.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай

Ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
ед. ч. мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

дал/ ёкий — дал/ ьний свист/ еть — свист/
олен/ ь — олен/ ёнок зелён/ ый — зелен/ ь

Упражнение 65, с. 31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

би нты́ — бинт во робéй — воробьи́
сне гá — снег дéре во — де рéвь я
пче лá — пчёлы го ро дá — гóрод
зáйцы — зáя ц морóзы — морóз
тýчи — тýча за вóды — за вóд
уче ни́к — уче ники́ сне ги́рь — сне гири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Упражнение 66, с. 31

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

ед. ч.
Уро жай хо ро ший
ед. ч.
В нынешнем го ду.
мн. ч. ед. ч.
Ябло ки — как саха р ,
мн. ч. ед. ч.
Груши — чистый мёд .

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Упражнение 67, с. 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное — это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? .

Упражнение 68, с. 32

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелег ко снимать зве рей .
Зая ц просит: «Поско рей!»
Мышь пи щит: «Бо юсь немнож ко,
Что увидит снимок кош ка «.
«Уко лю, — гро зится ёж , —
Если снимка не пришлёшь!»

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

Упражнение 69, с. 32

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

Неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка .
одуш.
Зовут хозяйку тоже норка
.

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Упражнение 70, с. 33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Приметы

Как на но су высыпают ве снуш ки ,
Это примета — ВЕСНА НА НОСУ .
Если же нос поси нел у Та нюш ки
Лето . Че рника поспела в ле су .

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу — весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

Упражнение 71, с. 33

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился…

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился —
С пути он сбился.

Упражнение 72, с. 33

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий — сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек — сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва — сущ., неодуш., собств., ед. ч.

Имя существительное

3.4 (68.57%) 14 vote[s]

Как фотографировать домашнего питомца - собаку или кошку - в движении? Это задача не из легких. Все, кто сталкивался с подобным видом съемок, это подтвердят. Братья наши меньшие очень шустрые, позировать их заставить сложно. Поймать в кадр их тоже не легко: они постоянно убегают из фокуса, фотографии получаются не резкими и неудачно скомпонованными.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Но при этом в движении животные смотрятся интересно, динамично, весело. В этой публикации я дам несколько практических советов по такой весьма непростой съемке. Помогут мне в этом несколько симпатичных собак породы хаски.

    Главный совет: снимайте на улице, при хорошем освещении. Это позволит получить резкие и качественные снимки. Чтобы животное на снимке получилось четким и не смазывалось, нужно использовать достаточно короткую выдержку. Например, собака на фото снята на выдержке в 1/125 с. Чем быстрее двигается наш объект съемки, тем короче необходима выдержка. Лучше всего оперировать выдержками в районе 1/250-1/1000 с.

    Лучшее освещение на улице для фото - утром или вечером. Полуденное солнце может создать излишний контраст в кадре, сделает тени слишком черными. В пасмурную погоду, зимой и поздней осенью освещение подходит для съемки в течение всего дня.

    Старайтесь не использовать вспышку. Она может причинить дискомфорт животному. Кроме того, вспышка “в лоб” портит естественный характер освещения.

    С художественной точки зрения снимать на улице стоит потому, что природа (даже обычный городской парк) лучше будет смотреться на фотографии с животным, чем бытовая обстановка квартиры. На улице питомцы проявляют активность: играют, резвятся, изучают окрестности, общаются - ведут себя естественно и непринужденно.

    Чтобы объект съемки не убегал из фокуса, стоит включить режим следящей фокусировки. Это позволит держать его в резкости. В зеркальных камерах Nikon для этого предусмотрен режим 3D-трекинга, когда автоматика сама отслеживает перемещения объекта съемки в кадре и соответственно меняет точки фокусировки.

    При этом не надо забывать и о серийной съемке. В интересные моменты делайте сразу серию снимков, чтобы потом выбрать самый удачный.

    Фотографируйте на уровне глаз животного. Не ленитесь приседать! Такие кадры смотрятся интереснее, нежели классический вид сверху. При съемке на уровне глаз создается ощущение общения с нашим героем.

    Оставляйте больше пустого места в кадре, чтобы движущемуся животному не было тесно. В противном случае вы рискуете обнаружить, что на плотно скадрированных снимках то хвост отрезан, то лапа, то часть головы. Добиваться идеальной компоновки удобнее при обработке снимка.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2000 с, 85.0 мм экв.
  • Старайтесь акцентировать внимание на животном. Если от питомца в кадре останется лишь маленькое пятнышко, снимок не будет интересным. Для того, чтобы снимать было удобно, и животное на снимке можно было выделить резкостью, а фон - размыть, лучше всего использовать объективы умеренного теледиапазона с фокусными расстояниями 50-135 мм. Например, Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor . Разумеется, для такой активной съемки будут удобнее зум-объективы типа. Однако, вполне можно справиться и фиксом. Моим основным объективом при съемке стал Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/125 с, 18.0 мм экв.

    Возьмите на съемку лакомство или какие-то игрушки, чтобы заинтересовать четвероногую модель. Кстати, сам процесс раздачи лакомства может стать сюжетом для фото.

    Ищите забавные ракурсы . Например, весело смотрятся кадры, когда наш герой лезет носом в объектив. Использование короткого фокусного расстояния (18 мм в моем случае), визуально увеличило нос собаки. Так получится забавный кадр:

Чем короче фокусное расстояние, тем длиннее нос!

Кадр сделан объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.
  • Какую фототехнику выбрать для съемки животных? Стоит обратить внимание на быстрые “репортажные” фотокамеры и объективы. Отлично подойдут фотоаппараты Nikon D7100, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810. Они имеют возможность быстрой серийной съемки и обладают очень мощными системами автофокуса, который позволит всегда держать наших героев в резкости. Впрочем, если отказаться от съемки в RAW, то с задачей отлично справится и последнее поколение любительских зеркалок, например Nikon D5300. Автофокус этой камеры почти не уступает более дорогим моделям. В качестве оптики отлично подойдут объективы Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED , Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor , а для неполнокадровых камер - Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Среди бюджетных объективов можно отметить Nikon AF-S 18-140mm F/3.5-5.6G ED VR DX Nikkor и Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, имеющий прекрасное соотношение цена/качество.

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка -зима :
Не сугробы - терема !
На деревьях синий иней ,
Как густая бахрома .

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

Упражнение 51, с. 24

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Упражнение 52, с. 25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) бе рёза, (кто?) учи́те льни ца,
(что?) де кáбрь, (кто?) обе зь я́на,
(что?) ка рти́на, (кто?) са дóвник,
(что?) мéся ц, (кто?) дéво чка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Упражнение 53, с. 25

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

→ ка пуста → но ябрь → саха р → ри сунок → ве те рок → ста кан → вете р

→ уче ник → зая ц → со рока → ме дведица → ме двед ь → ля гушка → сне гирь → ли сица

  • Помогите коту и собачке собрать "свои" слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень.

Медвед/ ь - медвед/ ица, ветер/ ок - ветер/ .

Упражнение 54, с. 26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Упражнение 55, с. 26

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

  • Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

Зима

Сущ. сущ. сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
сущ. сущ. сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
сущ. сущ.
засыпал кусты и деревья.

Упражнение 56, с. 27

56. Вспомните имена существительные на тему "Школа" из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) уче ник, уче ница, учите льница.
(Что?) пе нал, те традь, ка ра ндаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд - одушевлённые существительные.
Второй ряд - неодушевлённые существительные.

Упражнение 57, с. 27

57. Прочитайте.

Н астя и М аша Т олмачёвы из города К урска представляли Р оссию на конкурсе детской песни "Е вровидение-2006". И победили! Они исполнили песню "В есенний джаз". Н астя и М аша занимались в эстрадной студии "С верчок".

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша - имена. Толмачёвы - фамилия. Курска - название города. Россию - название страны. "Евровидение" - название конкурса. "Весенний джаз" - название песни. "Сверчок" - название студии.

Упражнение 58, с. 27

58. Впишите имена собственные.

Моё имя - Иван .
Моё отчество - Сергеевич .
Моя фамилия - Никитин .

Упражнение 59, с. 28

59. Разгадайте ребусы, в которых "спрятались" имена. Запишите эти слова.

Зина Юля Игорь Роман

Упражнение 60, с. 28

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

В деревне

Девочки А ня и К атя жили в деревне М асловка. Рядом протекала речка Р ожайка. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Д ружок. На лугу пастушонок В олодя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка М илка мычала. Чёрная тёлочка Н очка нюхала травку. Бычок Б оря жевал длинный стебелёк цветка. Конь К умир стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Упражнение 61, с. 29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

  • в названия государств:

Россия, Франция, Англия;

  • в названия городов:

Москва, Ярославль, Владимир;

  • в названия рек:

Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;

  • в названия планет:

Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля - красивая планета .

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля , Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца , но: обработка земли, восход солнца.

Упражнение 62, с. 29

62. Прочитайте.

Наше О течество, наша Р одина - матушка Р оссия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество - Родина.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай

Ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
ед. ч. мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

дал/ ёкий - дал/ ьний свист/ еть - свист/
олен/ ь - олен/ ёнок зелён/ ый - зелен/ ь

Упражнение 65, с. 31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

би нты́ - бинт во робéй - воробьи́
сне гá - снег дéре во - де рéвь я
пче лá - пчёлы го ро дá - гóрод
зáйцы - зáя ц морóзы - морóз
тýчи - тýча за вóды - за вóд
уче ни́к - уче ники́ сне ги́рь - сне гири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Упражнение 66, с. 31

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

ед. ч.
Уро жай хо ро ший
ед. ч.
В нынешнем го ду.
мн. ч. ед. ч.
Ябло ки - как саха р ,
мн. ч. ед. ч.
Груши - чистый мёд .

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Упражнение 67, с. 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное - это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? .

Упражнение 68, с. 32

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелег ко снимать зве рей .
Зая ц просит: "Поско рей!"
Мышь пи щит: "Бо юсь немнож ко,
Что увидит снимок кош ка ".
"Уко лю, - гро зится ёж , -
Если снимка не пришлёшь!"

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

Упражнение 69, с. 32

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

Неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка .
одуш.
Зовут хозяйку тоже норка
.

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Упражнение 70, с. 33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Приметы

Как на но су высыпают ве снуш ки ,
Это примета - ВЕСНА НА НОСУ .
Если же нос поси нел у Та нюш ки -
Лето . Че рника поспела в ле су .

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу - весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

Упражнение 71, с. 33

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился -
С пути он сбился.

Упражнение 72, с. 33

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий - сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва - сущ., неодуш., собств., ед. ч.

Имя существительное

4.3 (86.84%) от 76 голосующих